Развитие речи в раннем возрасте у детей с психофизическими нарушениями

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее десятилетие во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, является его силой и предоставляет безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Если задать ребенку вопрос: «Что ты больше всего любишь делать?» На него большинство детей ответят, одним словом: «Играть!»  Дети  играют дома, в гостях, на улице, в детском саду.  Любое увлекательное занятие для ребенка обозначается для них словом «игра». Через игру он познает окружающую  действительность,  свой внутренний мир.  В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накапливание зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений.  В этот период закладывается основа познавательной деятельности  и физической активности ребенка. Дети с большим интересом исследуют предметы окружающие их, применяя при этом все доступные ему способы: рассматривают, трогают, пробуют на вкус.

В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Роль развития речи ребенка на втором году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как, Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчинённость заданий выбранной цели;
  • чередование и вариативность упражнений;
  • воспитание внимания к речи.

Коррекционно-формирующий аспект является одним из основных в педагогической работе нашего специализированного Дома ребенка.

С детьми в группах проводится дополнительные занятия, которые разрабатываются  индивидуально для каждого ребенка. (Приложение 1)

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Упражнение: «Корзина с игрушками»

Цели:

  • развивать умение понимать речь взрослого, навык фразовой речи;
  • способствовать усвоению существительного с обобщающим значением – игрушка;
  • учить внимательно, рассматривать картинку с изображением игрушек.

Оборудование:

  • корзина с игрушками (кукла, собака, кошка, машина, юла);
  • картинки с изображением игрушек.

Ход занятия: Воспитатель берет  корзину с игрушками и показывает ее ребенку, обращает его внимание на то, что в корзине много разных игрушек и говорит:

Ты нам куклу покажи
И на стол положи.

После выполнения ребенком инструкции педагог обращается с вопросом: «Что положили на стол?».

Воспитатель снова говорит:
Ты нам мишку покажи
И на стол положи.

«Что положили на стола?» – интересуется  воспитатель. Таким образом, на стол выкладываем все игрушки из корзины. Далее воспитатель сообщает, что на столе лежат игрушки их много, а у него есть картинки.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением игрушки (кукла) и предлагает положить эту игрушку в корзинку.

Упражнение: «Теремок»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: игрушечный домик, игрушки (мышка, лягушка, петушок, лиса, волк, медведь)

Ход занятия: воспитатель показывает домик, рассказывает, что в этом домике живут мышка, она  пищит – пи–пи-пи; лягушка, она квакает – ква-ква, петушок он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку постучать в домик и спросить: «Кто в домике живет?». Воспитатель отвечает: « Там мышка живет. Как она пищит?» предлагает ребенку повторить пи-пи-пи и т. д. Затем показывает сказку «Теремок».
В конце занятия взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение: «Играем с куклой»

Цели:

  • развивать умение понимать речь взрослого, навык фразовой речи;
  • способствовать усвоению существительного с обобщающим значением – игрушка.

Оборудование: кукла.

Ход занятия: воспитатель показывает куклу и объясняет, что это игрушка с ней можно играть. Ребенок рассматривает куклу, а воспитатель рассказывает:

Я вам куклу покажу
И про куклу расскажу.
Вот у куклы голова,
А вот глазки – их два.
Вот у куклы носик,
Ушки, щечки, ротик.
Вот у куклы ручки,
Вот у куклы брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них  сапожки.
Кукла глазки закрывает,
Кукла глазки открывает.   (два, раза)
Наша кукла плакать может,
Дети куколке помогут.
Дети куколку качают,
Кукла наша засыпает.

Затем воспитатель предлагает показать  ребенку, где у куклы ротик, носик, глазки, ножки, ручки, во что она одета. Воспитатель еще раз читает стихотворение, а ребенок вслед за воспитателем договаривает («приборматывает») отдельные слова.

Упражнение: «Что делает кукла?»

Цели:

  • азвивать навыки фразовой речи;
  • формировать фонетико-фонематическую базу.

Оборудование: кукла

Ход занятия: воспитатель совершает отдельные действия с куклой и комментирует их, повторяя глаголы три раза. Затем повторяет эту игру, вызывая речевую инициативу у ребенка.

Кукла стоит, стоит, стоит.
Кукла стоит, стоит, стоит.
Кукла встает, встает, встает.
Кукла идет, идет, идет.
Кукла стучит, стучит, стучит,
Кукла топает, топает, топает.
Кукла хлопает, хлопает, хлопает.
Кукла скачет, скачет, скачет.

Упражнение: «Здравствуй, паровозик!»

Цели:

  • формирование понятия (один, много);
  • обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством;
  • развитие речевого дыхания.

Оборудование: нарисованный паровозик с разноцветными  вагончиками

Ход занятия: воспитатель показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего.

Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие в другую.
Какие это вагончики? (Красные).
А другие? (Синие).
Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьми красный вагончик.  Сколько вагончиков? Один. Присоедини его к паровозику. Какого он цвета? (Красный) и т.д.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чо-чо, ча-ча, чу-чу,
далеко я укачу!»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Упражнение: «Напою я  куклу чаем…»

Цели: уточнять и закреплять названия предметов; пользоваться предложными конструкциями с предлогом «в», «на», «у», активизировать прилагательные «сладкий», «вкусный».

Оборудование: кукла, предметы чайной посуды, стол, стул из детской мебели.

Ход занятия: постучите несколько раз под столом, спросите ребенка радостно, что он слышит. Затем сообщите ему, что в гости пришла кукла Катя. Предложите ему посадить куклу за стол и напоить ее чаем.
Попросите ребенка накрыть на стол. Пусть ребенок поставит предметы определенного цвета на стол (чашка синяя, блюдце красное, чайник белый, ложка желтая, и т.д.).
Прочитайте рифмовку:

Напою я куклу чаем,                    Да с конфеткой мятной.
Сладким, ароматным!                 Пей моя крошка, не скучай!
С конфеткой шоколадной           Меня в гости приглашай! 

Когда чаепитие закончится, попросите ребенка проводить куклу Катю дамой.

Упражнение: «Где лежат игрушки?»

Цели:

  • учить правильно, употреблять предлог «на», дифференцировать глаголы сидит – лежит – стоит;
  • учить задавать вопросы.

Оборудование: детская мебель: стол, стул, кровать,  диван, тумбочка, полка.

Ход занятия: воспитатель заранее раскладывает игрушки в игровом уголке. Затем сообщает ребенку, что прибегал Петрушка и принес игрушки. Педагог предлагает малышам рассказать, где находятся игрушки.

Кукла сидит на кроватке.
Гармошка лежит на диване.
Кубик лежит под столом.
Зайка сидит на стуле.
Мячик лежит у стула.
Матрешка стоит на тумбочке.
Мишка сидит на диване.
Собачка лежит на кровати.
Пирамидка стоит на полке.

Затем предложит ребенку переложить игрушки по вашему заданию.

Упражнение: «Игрушки»

Цель: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Оборудование: петушок, кукла.

Ход занятия: предъявите ребенку последовательно знакомые игрушки. Показ сопровождайте чтением соответствующего стихотворения. Например.

Петя-Петя-петушок,                  Катя, Катя маленька,
Золотой гребешок,                    Катенька удаленька,
Ранним рано поутру,                Пройди по дорожке,
Он поет… ку-ка-ре-ку!             Топни, Катя, ножкой – топ, топ!

Упражнение: «Зайчишка-трусишка»

Цель:  внимательно слушать и понимать смысл потешки; воспроизводить отдельные слова.

Оборудование: игрушечный заяц, морковка, кочан капусты.

Ход занятия: читайте попешку, играя зайцем.

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,

Капустку нашел,
Сидит и грызет.
Нас увидал –
Быстро, быстро ускакал!

Вместо «нас» можно называть имя ребенка и имена знакомых ребенку лиц.

Упражнение: «Дождик, дождик»

Цель: воспринимать и воспроизводить ритмический характер по­тешки, синхронно совершать игровые движения.

Ход занятия: обратите внимание ребенка на дождь за окном; просящим голосом «прочтите потешку:

Дождик, дождик,
Подожди,
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.
Дождик, дождик,
Пожалей,
Нам дороги не залей!

При повторном чтении не только жестами, но и словами поощряйте ребенка вслед завами делать игровые движения: «Погрози пальчиком!», «Постучи пальчиками по столу», «Подними руки вверх».

Пальчиковая гимнастика

Дом и ворота

На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие – вверх – "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша". 

Индюк

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук "идут" по столу.

Гости

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

Кто приехал?

Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопки на счет.
Вышел пальчик погулять.
Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет.
Присоединяется средний палец.
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем – безымянный.
Вместе встанем в хоровод –
Вот.
Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

Строим дом

Целый день тук да тук –
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
 Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Семья

Этот пальчик – дедушка (большой),
Этот пальчик – бабушка (указательный),
Этот пальчик – папочка (средний),
Этот пальчик – мамочка (безымянный),
Этот пальчик – я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
Хлопать в ладоши.

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра. В игре он познает мир, себя и людей, а следовательно, развивается. Сейчас существует огромное количество развивающих игр, которые способствуют развитию сенсорных, двигательных, а также интеллектуальных способностей ребенка. Под развитием интеллекта понимается развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Развивающие игры для детей это незаменимые помощники в их воспитании и развитии. Причем это самый легкий, приятный и  безболезненный способ, как для родителей, так и для ребенка. Ценность таких игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, никого не утомляя.

Например, если дети испытывают затруднения в общении, из-за своей замкнутости, стеснительности, то используются развивающие игры, которые помогают детям ближе познакомиться друг с другом, наладить контакт, выявить общие интересы и успешно взаимодействовать. Или, например, когда в период активного роста преобладает детская неуклюжесть, скомканость в движениях, то здесь помогут специальные танцевально-двигательные упражнения, которые направлены на развитие координации малыша. Чтобы от таких  видов игр получить наибольший эффект, их следует проводить в команде: воспитатель + дефектолог + психолог + музыкальный руководитель + инструктор ЛФК.

Речевое взаимодействие взрослого с детьми

К речи воспитателя в повседневном общении с детьми предъявляются определенные требования. Она должно быть:

  • по  возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечиваются привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;
  • эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;
  • правильной, отчетливой, неспешной;
  • понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлечение ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
  • более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которые он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, объясняют, что им предстоит сделать.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому воспитатель стимулирует малышей обращаться  друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Специальные игры и занятия целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают:

  • потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные и др.;
  • чтение и рассказывания сказок, стихов, историй; пересказывание их детям;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
  • демонстрацию диафильмов;
  • игры занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание простых загадок;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.

Но не надо забывать и о том, что ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей и для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего мира. Ведь игры для развития важны для становления личности ребенка, т.к. являются способом познания мира, адаптации к нему, а также средством самовыражения.

Таким образом, развивающие игры помогут вашему малышу раскрыться, стать более общительным и внимательным к окружающим, а также снять собственное психическое напряжение, преодолеть страхи и комплексы. Более того, они доставляют настоящую радость вашим малышам.

Литература:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Кроха. Программа по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, – М. 2009 г.
  5. Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления, М. 2008 г.
  6. Игры с детьми раннего возраста. Сост. М.А. Аралова.– М: ТЦ Сфера, 2008 г. 
  7. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.– М: ТЦ Сфера, 2006 г. 
  8. Л.Н. Смирнова Развитие речи у детей 2 – 3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 г.
  9. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина Начинаем говорить (развитие речи). – СПб.: «Паритет», 2005 г.
  10. Е.А. Стребелева,  Г. А. Мишиной. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Методическое пособие. – 2- е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 г.