Конспект библиотечного урока "Я гражданин России"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о Родине и родном крае.
  2. Развивать кругозор учащихся, коммуникативные умения, умение сотрудничать коллективно и в группах в ходе создания проектов.
  3. Воспитывать патриотизм, интерес к чтению, любовь к книге, чувство товарищества

Оборудование: раздаточный материал, выставка книг о Казани, презентация о Казани, проектор, экран, телевизор, караоке– диск.

Парты расставлены так, чтобы можно было работать в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная беседа:

На зеленых просторах Евразии, где в струи самой большой европейской реки Волги впадает невеликая речка Казанка, вот уже тысячу лет стоит город  с загадочным именем и удивительной историей – Казань – столица Татарстана. Легенд о возникновении и названии города очень много.

    Запомнив подробности своей родословной, Казань, однако потеряла дату события, поэтому ни разу официально не праздновала день своего рождения. Даже в дате тоже была загадка. Но до недавнего времени, так как при раскопках в Кремле была найдена иностранная монета – Динарий – который имел хождение в те времена поэтому и дата рождения города была установлена – 1005 год. В 2005 году казанцы отмечали Тысячелетие  города.

Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько интересный исторический путь прошел народ, живущий на такой изобильной и богатой земле, погрузитесь в удивительный мир старины, где все как в сказке.

Но эта сказка оживает, стоит только побывать в Казани и узнать, как она строилась. Увидеть падающую башню Сююмбике или узнать, какую тайну скрывает в своих недрах озеро Кабан. Посетить древнее поселение Чертово городище или Билярск с его крепостью, построенной, по преданию, сорока девушками для защиты от врага. Вот такая она, древняя земля Змея Зиланта, который изображен на гербах Казани и Москвы. Откройте для себя загадки Татарстана!

В каждом государстве есть свой правитель.

Жил да – был в загадочной стране очень справедливый, умный хан – президент Рустам Миннеханов. Его имя означает – исполин, великан, очень большой, с мощным телом. И начал править этой страной.

На гербе этой страны был изображен крылатый барс, и связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике – сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил крылатый Белый барс. Барс – символ плодородия, покровитель нашего народа и государства. А над городом гордо веял трехцветный флаг: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

И жили в этой стране смелые джигиты, такие как Муса Джалиль. Вы его конечно знаете. Кто он? (ответы детей). Так как вся страна отмечает 65 летие Великий Отечественной войны, мне бы очень хотелась послушать стихотворение М. Джалиля “Цветы”.

Проблемный вопрос:

О каких цветах идет речь в этой стихотворении?

(Чтение стих.)

ЦВЕТЫ

Ребята, на луга быстрей,
Играйте, смейтесь в сочных травах!
Развеселите матерей,
Развейте боль свою в забавах!
Война была в родном краю,
Пожары были и метели.
Горели воины в бою,
Деревни, города горели.
Была за родину война,
Земля взрастила нас борцами,
И та земля напоена
И кровью нашей, и слезами.
Цветы земли, цветы весны, –
Резвитесь, дети, смейтесь, дети!
Вы – счастье, торжество страны
И вести о ее расцвете.
Быть может, брат ваш иль отец
Погиб во имя вашей воли,
Но вспоминал о вас боец
В последний миг на ратном поле.
Цветите каждый день и час,
Мы вас приветствуем сердечно.
Свободу гордую для вас
Завоевали мы навечно.

9 ноября 1943 г.

Не всегда горевали люди в стране, но и умели веселиться, петь и танцевать, радоваться.

У татар был самый любимый праздник – Сабантуй. Сабантуй с перевода сабан – это плуг, туй – это свадьба. Праздник отмечается после весенних работ на полях.

Вот так они жили жители этой сказочной страны. И весело и дружно.

Сейчас я вам даю сказочную наблюдательность, вдумчивость, мысли, понимание. ЛОВИТИ! Поймали.

– А вот теперь мы с вами будем заниматься волшебством – создавать книгу.

“Увидеть и познавать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг”. Эти слова принадлежат русскому гению Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Попробуем сотворить чудо своими руками – книгу, в которой будет говориться о Татарстане, о том месте, где живут люди очень дружно и весело.

– Каждая группа будет готовить свою страничку. Капитаны, получите задания. (Странички с заданиями раздаются группам).

– О чем будет страничка в 1группе, 2 группе, 3 группе, 4 группе?

– У вас на столе лежит много материала (он раздается учителем).

– Ребята, отберите тот материал, который нужен для вашей странички. Вырежете его и наклейте. Давайте вспомним, как нужно безопасно работать с ножницами и клеем. И не забудьте, что потом вы должны рассказать о свой страничке, защитить свой проект.

На работу даю 10 минут.

Защита проекта (5 минут).

– Соединим странички.

– Без чего не может жить книга (без названия)?

– Какое название дадим нишей книжке? (Дети предлагают названия, и выбираем лучшее, возможен вариант – От Излучинска до Казани”)”

– Можно продолжить нашу книжку?

– О чем еще можно рассказать в ней? (О растениях, животных, народах)

– В чем отличие этой книги от других? (Она создана своими руками).

Существует мудрое изречение:

“Что бы человек был счастливым у него должны быть “корни” и “крылья”.

Знание истории Отечества и любовь к нему – это корни.

А творческое чтение делает человека “крылатым”.

Когда человек перестает читать, он перестанет мыслить.

А теперь самое интересное.

Я раздам вам слова татарской песни, и мы все вместе споем.

(Слова на слайде)

Итог занятия.

– О чем мы сегодня говорили?

– Что нового вы узнали?

Подведение итогов, поощрение.