Использование компьютера на уроках физики

Разделы: Физика, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование представлений об атмосферном давление, роли атмосферного давления в жизни человека и животных; формирование навыков по исследовательской деятельности.
  • Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
  • Развивающая: развитие аналитического мышления и творческой самостоятельности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности и применением ППС.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; учебник «Физика.7 класс», под ред.А.А.Пёрышкина; приборы для проведения опытов, подтверждающих существование атмосферного давления; план-конспект урока, презентация «Атмосферное давление», выполненная в Microsoft Power Point, перечень экспериментов, оценочные листы.

Ход урока

I. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята, давайте вспомним фрагмент мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»( фрагмент серии, в которой команда яхты «Беда» лечила кита).

– Что произошло с китом?

– Кит заболел.

– А как команда его лечила?

– Ставила банки, горчичники, давала лекарства.

– А на каком физическом явлении основывается постановка медицинских банок?

Учитель: Объясняя этот процесс, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Тема урока: Атмосферное давление(ученики записывают тему в тетрадь).

II. Изучение нового материала.

Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. Она простирается на несколько тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести, земная поверхность испытывает давление всей толщи воздуха.

(слайды 1-3) Давайте вместе попробуем вывести определение – атмосферное давление.

Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.

(слайд 4) Впервые это давление было измерено итальянским учёным, математиком, физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1метр, запаянную с одного конца, наполнил её полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд 5).

К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь небольшая часть ртути.

В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему пришла впервые эта мысль.

(слайд 6) Чтобы наглядно продемострировать это давление, в 1654 году был проведён знаменитый опыт с магдебурскими полушариями. В нём, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогло даже 16 лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведён этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.

Учитель: Как вы думаете, почему молекулы атмосферы не улетают в мировое пространство? Ведь молекулы газа беспорядочно движутся.

Ученики: Как все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле.

Учитель: Чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. У большинства молекул скорость меньше. (слайд 7)

Учитель: А почему атмосфера « не оседает» на поверхность Земли?

Ученики: Молекулы газов движутся непрерывно и беспорядочно.

Учитель: С какой силой атмосфера давит на нас? (слайд 8)

Почему мы выдерживаем такое давление? (слайд 9)

Какую роль играет атмосферное давление в жизни человека и животных? (слайды 10-12)

III. Закрепление изученного материала.

(слайд 13,14) Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: ртуть ядовита, лошадей нам взять негде, поэтому мы проделаем свои опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.

В процессе работы над проектом вы должны:

  • Выбрать эксперимент
  • Подобрать необходимое оборудование
  • Изготовить пояснительный рисунок
  • Показать эксперимент
  • Объяснить его

Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

  1. Организация деятельности. Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли, выбирают эксперимент (приложение 1) (можно сделать это до начала урока)
  2. Осуществление деятельности. Учащиеся выбираю приборы, изготавливают конструкции, проводят эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.
  3. Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результаты своей работы, а также работу других групп. Результаты само – и взаимооценки заносятся в таблицу (приложение 2).

IV. Подведение итогов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

§40-42, придумать примеры применения атмосферного давления в жизни.