Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (232 кБ)


Цель урока: формировать навык правописания окончаний -ой, -ей имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи урока:

  1. Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; повторять изученные орфограммы.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать внимательного читателя.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

Слайд 2.

…ая задача         И
…ой коровы   Р
по …ой тропинке   Д
…ую страну   В
…ой бородой   Т
на …ой полянке   П

Что объединяет эти словосочетания? (эти словосочетания женского рода в единственном числе)

Определите падеж имен прилагательных.

В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Для знакомства с новой темой мы сегодня отправимся в Страну невыученных уроков, о которой читали на уроках литературы. Во-первых, для того, чтобы помочь Вите Перестукину исправить все ошибки по русскому языку, а во-вторых, чтобы усвоить новое правило и самим ошибок не допускать!

II. Чистописание.

III. Работа по теме урока.

– Повторение изученных орфограмм. Для того, чтобы попасть в Страну Невыученных уроков, Вите нужно было сказать волшебные слова. Нам же нужно вставить пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

Слайд 3.

Ты л…ти, футбольн… мяч…,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сб…вайся на пути,
Прямо в ту стр…ну л…ти,
Где ж…вут ош…бки Вит…,
Чтобы он ср…ди событий,
Полных страха и трево…,
Сам себе помоч… бы смо… .

Мы с вами, отправляясь с Витей в необычную страну, особенно внимательно будем следить за именами прилагательными. Есть ли эта часть речи в волшебных словах? (футбольный, полных)

Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные? (по родам, падежам и числам)

Футбольный –стоит в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Полных - стоит в форме множественного числа, родительного падежа.

Итак, мы с вами за Витей Перестукиным попали в Страну невыученных уроков. Какое правило ему пришлось вспомнить, чтобы Знаки открыли ворота Замка Глагола Повелительного наклонения? А нам нужно для этого из текста на ваших карточках найти словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода, списать их, определить падеж прилагательных.

Мы шли по лесной тропинке. Вдали показался высокий холм. Мяч обогнул его и скрылся. Мы очень испугались и бросились вдогонку за ним. За холмом мы увидели большой замок с высоченными воротами и каменным забором. Я присмотрелся к забору и заметил, что он состоит из огромных переплетающихся букв.
В глубине зала на высоком стуле сидел старик с белыми волосами и белой бородой. Если бы он держал в руках маленькую елочку, его можно было бы принять за Деда Мороза. Белый плащ старика был расшит блестящим черным шелком. Когда я хорошенько рассмотрел этот плащ, то увидел, что он весь вышит знаками препинания.
Возле старика вертелась сгорбленная старушка со злыми красными глазками.
По лесной тропинке (Д.п.), маленькую елочку (В.п.), сгорбленная старушка (И.п.).

Работа над определением падежа им.прилагательного, правописания окончания. Замок открыт! Вспомните, с какими орфограммами не справился Витя? Можем ли мы ему помочь? (Мальчик хотел есть, но не смог написать правильно слова)

Слайд 4.

Спишите, вставьте окончания, определите падеж.

Витя думал о любительской колбасе (П.п.), просил и полтавской колбасы (Р.п.). Он был бы рад и горячей булочке (Д.п.). Кузя мечтал о свежей рыбке (П.п.) с вкусной сметаной (Т.п.).

В каких падежах окончания прилагательных одинаковое? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Вите мы помогли и здесь, пора покидать Замок Глагола Повелительного наклонения. Что для этого сделал Витя? (поставил запятую в приговоре «Казнить нельзя помиловать»)

Так же поступим и мы. Расставьте знаки препинания, у прилагательных определите род, падеж.

Слайд 5.

IV. Физкультминутка.

V. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы помочь Вите Перестукину решить следующие проблемы, вставьте прилагательные, подходящие по смыслу. Спишите, определите падеж, выделите окончание.

Слайд 6.

Мы шли мимо русла …. речки. Злобная
Ему было жарко в своей … шубе. Высохшая
Гонщик своей … болтовнёй мешал мне думать. Почтовая
Никогда я не встречал такой … коровы. Белая
В кабинет вошёл опричник с … сумкой на плече. Противная

Морфологический разбор имени прилагательного из последнего предложения.

  1. С сумкой (какой?) почтовой – прил.
    Н.ф. – почтовый
  2. Пост.: разряд;
    Непост.: ед.ч., ж.р., Т.п.
  3. С сумкой (какой?)

О каких Витиных ошибках вам напомнили эти строки?

А вы не сделали в своей работе ошибок? Какие окончания прилагательных написали?

Вы показали себя очень внимательными читателями и учениками на уроке, помогли Вите Перестукину, и в знак благодарности Витя предлагает Вам разгадать кроссворд, чтобы узнать, кто помог ему вернуться домой.

Слайд 7.

  1. Она раньше в самом деле была зверем, пока один добрый волшебник на уроке не объявил её птицей.
  2. Дерево, на котором росли вилки, ножи, ложки.
  3. На поясе у него болтались большие ножницы, а на шее висел сантиметр.
  4. Хозяин Замка в Стране Невыученных уроков.
  5. Ему навстречу прошла старушка много тысяч километров.
  6. Скрюченное дерево распрямило сухие ветки и превратилось в сморщенную, худую старуху в рваном платье.
  7. Рыжая кошка, которая говорила: «Ради дружбы отдам последнюю мышь»
  8. Один из продавцов газированной воды в белом халатике и шапочке.
  9. Её Витя ни разу не ставил на своё место.

VI. Итог урока.

Какова была тема нашего урока? В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном) Какие это окончания? ( -ой, - ей) Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Я желаю вам не делать ошибок ни по математике, ни по русскому языку, чтобы никогда не оказаться самим в Стране Невыученных уроков, о которой вам рассказала Лия Гераскина.

Использованные ресурсы:

  1. Гераскина Л.В Стране Невыученных уроков «Самовар», 1996. Иллюстрации В.А.Чижикова
  2. Гараева Я.Ш. поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой (М. :Дрофа) 4 класс.-М.:ВАКО, 2007.