Тема: Как нам жить на планете Земля.
Цели урока.
Образовательная – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства. Объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Развивающая – развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, творческие способности.
Воспитательная – создать условие для воспитания бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Просмотр слайдов об экологических катастрофах на Земле.
- Какой у вас возникает вопрос? (Как нам жить на нашей планете).
- Как живет современный человек сегодня?
- С какими проблемами сталкивается наша планета сегодня?
3. Поиск решения.
- Как вы считаете, чем занимались древние люди?
- Чем они отличались от животных по способу добычи пищи?
- Почему люди научились разводить животных и выращивать растения?
- К чему это привело?
- Какие возникли проблемы?
1) Проблема истощения экосистем.
(Это разрушение естественных экосистем с их замкнутым круговоротом веществ, замена их на искусственные экосистемы, которые могут существовать только при участии человека).
- Что приводит к разрушению естественных экосистем?
- Какой выход можно найти из этой ситуации?
2) Проблема сохранения биоразнообразия.
(Это замкнутый круговорот веществ – гарантия стабильности жизни экосистем.
С развитием цивилизации на нашей планете стали вымирать многие растения и животные).
- Что нужно для существования экосистемы?
- К чему привело развитие цивилизации на нашей планете?
- Приведите примеры живых организмов, которые стали исчезать?
3) Проблема истощения миниральных ресурсов.
(Развитие промышленности и сельского хозяйства требует постоянного роста добычи полезных ископаемых, но с каждым годом их становится все меньше).
- Что необходимо для развития промышленности и сельского хозяйства?
- Почему остро стоит проблема с полезными ископаемыми?
- Что необходимо сделать для решения этой проблемы?
4) Проблема загрязнения окружающей среды.
(Человек производит множество веществ, которые природные разрушители не умеют разрушать).
- Какие вещества производит человек, которые природные разрушители не умеют разрушать?
- Что приводит к загрязнению атмосферы?
- Почему над крупными городами появляется смог?
- К чему приводит загрязнение рек?
- Как можно решить эту проблему?
5) Проблема перенаселения.
(Сегодня население Земли насчитывает более 6 миллиардов человек, и это оказывает сильное влияние на природу).
- Как влияет проблема перенаселение на природу?
6) Отказ от потребительского подхода.
(В развитых странах эта проблема стоит очень остро. Человек не только должен брать у природы, но и уметь отдавать).
- От чего должен отказаться человек, чтобы эта проблема не стояла так остро?
- На уроках мы подробно обсуждали почти все проблемы человечества.
Сегодня мы еще раз поговорим о проблеме загрязнения окружающей среды.
- Почему так остро стоит вопрос загрязнения окружающей среды?
- В наше время очень много говорят и пишут об этой проблеме.
И мы сейчас выясним почему. Давайте посмотрим, к чему приводит деятельность человека сегодня.
(Слайды)
- Проблема загрязнение окружающей среда стоит в нашем крае и поселке.
- Все мы знаем, какая угроза нависла над нашей рекой.
- Проблема загрязнения окружающей среды касается и нашего поселка.
Каждой группе было дано задание найти участки в нашем поселке, где природа подвергается опасности. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Выступление учащихся по группам)
1 группа. Такую картину мы увидели на наших озерах и речках. По берегам лежат груды мусора, в воде плавает огромное количество бытовых отходов. Жители нашего поселка вывозят и бросают этот мусор тем самым, нанося большой вред экосистеме. Вымирают рыбы и обитатели водоемов.
2 группа. Мы обследовали улицы и окраины поселка. Вот что мы увидели. Наши односельчане выбрасывают мусор в местах не предназначенные для сброса и хранение отходов.
3 группа. Весной жители нашего поселка выжигают траву и жгут мусор. В результате горят леса и даже иногда сгорают дома. Такую картину мы увидели, пройдя по улицам. В огне гибнет природа. Огонь не щадит ничего на своем пути.
4 группа.
- Давайте подведем итог нашим наблюдениям.
- Что нужно сделать, чтобы наш поселок был чистым, нарядным и красивым?
4. Самостоятельное применение знаний.
- В заключение урока давайте нарисуем плакаты, которые развесим по нашему поселку, чтобы жители задумались о чистоте своего поселка. (Защита плакатов).
5. Итог урока.
Что нового узнали вы сегодня на уроке?
Какими способами можно сохранить природу?