Клубный час "Лексические игры"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (120 кБ)


Цель: рассказать, как появлялись пословицы и поговорки, раскрыть их значение; выделить тематику пословиц и поговорок; научить употреблять пословицы и поговорки в речи с целью её обогащения; развивать память, мышление, речь; воспитывать гордость за красоту языка; дружелюбие.

Оборудование: презентация, выставка книг с пословицами и поговорками.

Ход занятия

I. Введение.

1. Приветствие.

2. Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на нашу выставку книг. Перед началом занятия вы книги просматривали. Что объединяет эти книги? Кто автор?

- Это книги с пословицами и поговорками, некоторые книги - словари ведут нас в историю, и мы узнаём, как появились эти выражения.

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы с вами узнаем много нового о пословицах и поговорках русского языка, узнаем, как правильно использовать их в речи и немного поиграем с пословицами и поговорками. Тема нашего занятия - " Лексические игры". (Слайд № 1).

II. Основная часть.

1. Доклад о происхождении пословиц и поговорок. (Читает заранее подготовленный ученик).

- Пословицы, поговорки: их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится красочнее, ярче. А сами мы - немножечко мудрее.

Как пчела капля за каплей наполняет соты мёдом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство - родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки.

Взять хотя бы выражение "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь". Пусть многие из нас живого зайца и в глаза не видели, тем более за ним не бегали, а смысл пословицы нам ясен: взявшись сразу за несколько дел, трудно довести их до конца и хорошо выполнить.

Все мы знаем пословицу "Бить баклуши", что значит - бездельничать. Но далеко не все знают, что баклуши - деревянные чурки, которые откалывались от бревна для изготовления деревянной посуды. Видите: осталась пословица - сохранилось и слово.

Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Со временем некоторые слова забываются, выходят из употребления, заменяются другими или обретают новый смысл, но это не значит, что пословицы и поговорки, где использованы устаревшие слова, должны исчезнуть. Наоборот, именно благодаря кратким и мудрым народным изречениям эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают нас к истокам родного языка.

2. Выделение тематики пословиц и поговорок.

- Итак, пословицы и поговорки - это краткие, мудрые народные изречения. Выделяют следующие группы пословиц и поговорок (Слайд № 2). (Ученики приводят свои примеры к каждой из групп):

- о труде:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает - тот не ест.
  • Дело мастера боится.
  • Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.

- о дружбе:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один в поле не воин.

- о быте:

  • Щи да каша - пища наша.
  • В тесноте, да не в обиде.

- об отношении к жизни:

  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Большому кораблю - большое плаванье.

- о старинных верованиях:

  • Утро вечера мудренее.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

- об истории народа:

  • Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
  • Все дороги ведут в Рим.

- об учёбе:

  • Ученье - свет, а неученье - тьма.
  • Факты - упрямая вещь.

3. Лексические игры.

Деление детей на 3 команды, выбор капитана и названия команды. Представление жюри.

Конкурсы проходят на время, все ответы дети записывают на лист и сдают членам жюри, за один правильный ответ - 1 балл.

1. Составить из слов пословицу. (Слайд № 3).

  • Пруд, труд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
  • Будет, наша, праздник, улица. (Будет и на нашей улице праздник).
  • Медведь, ухо, наступить. (Медведь на ухо наступил).
  • Соловей, кормить, басни. (Соловья баснями не кормят).
  • Семь, дитя, глаз, няньки. (У семи нянек дитя без глазу).

Подведение итогов конкурса.

Физкультминутка.

2. Исправить ошибки в пословицах. (Слайд № 4).

  • Аппетит проходит во время еды.
  • Город не тётка.
  • Готовь сени летом, а телегу зимой.
  • Отольются кошке Мишкины слёзки.
  • Машу маслом не испортишь.
  • Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.

Подведение итогов конкурса.

3. Ответить на вопрос пословицей или поговоркой. (Слайд № 5).

  • Когда считают цыплят? (Цыплят по осени считают).
  • Что не вырубишь топором? (Что написано пером - не вырубишь топором).
  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
  • Когда приходит аппетит? (Аппетит приходит во время еды).
  • В какие сани не следует садиться? (В чужие сани не садись).
  • Что всяк кулик хвалит? (Всяк кулик своё болото хвалит).

Подведение итогов конкурса.

III. Заключение.

1. Подведение итогов занятия.

- Итак, сегодня мы немного больше узнали о пословицах и поговорках, сами их строили, исправляли ошибки в них.

- Для чего мы используем пословицы и поговорки в речи?

- Что такое пословицы и поговорки?

- Почему они не исчезают из нашей речи?

- На какие группы по тематике можно разделить пословицы и поговорки?

2. Выступление членов жюри, выявление команды-победителя. Награждение команд.