Интегрированный урок (окружающий мир + биология) "Путешествие в мир тропических джунглей". 1-й класс

Разделы: Биология, Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с живым уголком в школе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией комнатных растений;
  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией аквариумных рыб;
  • продолжить развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • продолжить развитие навыка чтения;
  • создать условия для развития мышления;
  • создать условия для снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: Аквариум с аквариумными рыбками (7–12 видов), комнатные растения (20–25 видов), письмо “злой колдуньи”, ширма, игрушка-удав, 5 золотых рыбок с указанием направления движения, карточки с названиями растений, карточки с изображением рыб.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
    2.2. Путешествие по “Волшебным джунглям”.
    2.2. Знакомство с аквариумом.
    2.3. Физминутка.
    2.4. Чтение докладов.
  3. Итоги урока.

Ход урока

1. Организационный  момент.

Учитель начальной школы (1-й учитель) и дети входят в класс. У порога лежит письмо. У входной двери стоит ширма, закрывающая от детей то, что находится в классе.

1-й учитель: Ребята, сейчас мы с вами увидим аквариум с рыбками! Но что это (показывает на письмо)? Какое-то письмо (читает вслух).

“Не видать вам рыбок, как собственных ушей! Потому что я их украла! Вы, конечно, можете попытаться их спасти, но вряд ли у вас это получится! Ха-ха-ха! Для этого вам надо отправиться в опасные волшебные джунгли и найти 5 золотых рыбок, которые укажут вам путь. И, если не успеете сегодня к вечеру, то я съем ваших прекрасных рыб на ужин!
Злая колдунья.”

1-й учитель: Что же нам делать, ребята? Неужели мы оставим рыбок в беде?

Дети: Нет!

1-й учитель: Тогда спешим к ним на помощь! Только будьте осторожны, волшебные джунгли действительно очень опасны. Мы должны держаться все вместе, иначе мы можем не дойти до цели.

2. Объяснение нового материала.

2.2. Путешествие по “Волшебным джунглям”

1-й учитель и дети заходят за ширму, где их встречает 2-й учитель (учитель биологии) – “Хозяйка джунглей”. Кабинет оборудован, как “волшебные джунгли”: отдельно стоят пять групп растений, обобщенных по месту обитания (Долина Амазонки, Австралия, Мексика, Африка и Индонезия).

2-й учитель: Здравствуйте, ребята! Я хозяйка Волшебных джунглей. Зачем вы пожаловали в мои владения?

Дети: Мы должны спасти рыбок!

2-й учитель: А, ясно! Вы хотите отыскать для этого в моих джунглях 5 золотых рыбок, которые укажут вам дорогу к аквариуму. Их сегодня утром здесь прятала злая колдунья. Хорошо, я помогу вам. Но знайте, законы волшебных джунглей суровы, кто-то из вас может не дойти до цели… Готовы? Тогда вперед!

2-й учитель: Сейчас мы с вами в долине Амазонки. Будьте осторожны, здесь много опасностей. Здесь растут вот эти замечательные растения: Ой! Вот беда! Я потеряла свои волшебные очки и не смогу вам сказать, как они называются!

1-й учитель: Но мы-то с ребятами уже научились читать и можем вам прочитать названия!

Дети читают названия растений, 2-й учитель кратко характеризует некоторые из них:

  • Диффенбахия (Сок растения ядовит и при попадании на кожу вызывает ее раздражение. А при попадании в рот вызывает отек слизистых оболочек рта, языка и слюнных желез. При этом человек теряет дар речи, за что на родине растение получило название “немая розга”. Местным населением часто используется как яд для грызунов. По данным НАСА, диффенбахия очищает воздух от токсинов: формальдегидов, трихлорэтилена, ксилена, бензола. Рекомендуется выращивать на производствах.)
  • Маранта (Родина марант – болотистые леса Центральной и Южной Америки. Род назван в честь венецианского медика Барталомео Маранты, XVI век).
  • Пеперомия (Пеперомии – вечнозеленые низкорослые многолетние и однолетние травянистые растения семейства перцевых с утолщенными побегами, эпифиты и скальные растения, реже полукустарники.)
  • Спатифилум (Название “спатифиллум” происходит от двух греческих слов: “спата” – покрывало и “филлум” – лист. Действительно, у этого растения покрывало по очертаниям напоминает обычный лист, разве что лишенный черешка и белый.)
  • Зефирантес (Это растение в простонародье называют “выскочка”, за большую скорость роста цветоносных побегов и бутонов. В народной медицине препараты зефирантеса используют для лечения рака, диабета, туберкулеза, при простуде.).

2-й учитель: Вы молодцы, ребята! Все правильно прочитали. А вы знаете, что в водах реки Амазонки обитают несколько удивительных рыбок из нашего аквариума? Это (2-й учитель показывает карточки с изображением рыб):

  • Сом Анциструс (Рис. 1. Панцирный сомик, имеет рот с роговидными присосками, активно соскабливает водорослевые обрастания в аквариуме. Кроме этого, с удовольствием поедает любой живой и сухой корм.)

    Рис. 1

  • Сом Таракатум (Рис. 2. Несмотря на большие размеры, миролюбив, любит полумрак, укрытия, ведет донный образ жизни. В поисках пищи часто взмучивает донные отложения. Поедает любой живой и сухой корм, мелко нарезанное мясо.)

    Рис. 2

  • Сом Крапчатый (Рис. 3. Он обладает дополнительным кишечным дыханием и могут дышать кислородом воздуха. Им безразлично количество растворенного кислорода в воде, они могут жить в небольших сосудах без аэрации. Сомики постоянно роются в грунте, выискивая остатки пищи. При этом рыбы взмучивают воду и ухудшают внешний вид аквариума.)

    Рис. 3

  • Скалярия (Рис. 4. Мирные, малоподвижные, плохо переносящие загрязнения рыбы. Пугаются резких быстрых движений около аквариума, и, особенно, внутри его, а также мгновенного сильного изменения освещенности.).

    Рис. 4

1-й учитель: А вот и первая золотая рыбка! Она говорит, что нам нужно идти в Австралию!

2-й учитель: Сейчас мы с вами в Австралии. Здесь растут вот эти растения. Ой! Что-то случилось с названиями растений! Ребята, посмотрите, как же их теперь можно прочитать!?

Растения разбиты по слогам и слоги написаны на отдельных карточках разного цвета. Нужно собрать слова по цветам (на красных карточках одно название, на зеленых – другое и т.д.). Дети складывают названия и читают их, а 2-й учитель кратко характеризует некоторые растения.

Дети:

  • Кор-ди-ли-на (Свое название растение получило от греческого слова cordylle – узел, желвак. Оно напоминает о мясистых, вздутых корнях, характерных для многих растений этой группы. Деревья, кустарники и полукустарники. Растения с мясистым, толстым корневищем; корни в разрезе белые.)
  • Хой-я (Своим названием род обязан англичанину Томасу Хойю, который долгое время был садовником у герцога Нортумберлендского. Хойи являются необычными декоративными растениями. По-другому их называют – восковой плющ за внешний вид цветов, похожих на восковые.)
  • Шеф-фле-ра (Листья шеффлеры отдаленно напоминают ладонь с широко расставленными пальцами. В некоторых странах растение называют деревом-зонтиком, поскольку основания долей листовой пластинки шеффлеры выходят из одной точки, словно спицы раскрытого зонтика.)
  • Ги-бис-кус (Гибискус сабдарифа (Hibiscus sabdariffa) используется для получения чайного напитка (каркаде) кисловатого вкуса и красивого насыщенного красного цвета. Для чая используют высушенные чашечки цветов. Напиток из гибискуса прекрасно утоляет жажду и обладает полезными свойствами. Гибискус китайский хорошо очищает и оздоровляет воздух в помещении, а также очень животворно влияет на слабые растения – рядом с ним болеющие растения оживают, укрепляются и идут в рост.)
  • Сцин-дап-сус (Распространен в тропических влажных лесах на Соломоновых островах. Высокорослые лазящие лианы, сильно разветвленные.)
  • Цис-сус (Само название рода (от греческого kissos – плющ) говорит об образе жизни циссусов. Большинство из них, подобно плющу, – лазящие лианы, но, в отличие от него, они взбираются на деревья и цепляются за опору с помощью усиков, а не корней. Циссус поглощает токсические вещества, находящиеся в воздухе комнат).

2-й учитель: Молодцы! Все правильно прочитали. А по соседству с этими растениями в реках Австралии обитает еще одна рыбка из нашего аквариума (2-й учитель показывает карточку):

  • Бирюзовая Радужница (Рис. 5. Мирные стайные, подвижные рыбы, держатся болящей частью в верхнем слое воды, прыгучи, любят движение воды, плохо переносят малое количество кислорода, со дна корм берут неохотно).

    Рис. 5

Нам нужно спешить, чтобы успеть спасти этих удивительных красивых рыб от злой колдуньи.

1-й учитель: Вот и вторая золотая рыбка, которая указывает на путь в Мексику.

2-й учитель: Сейчас мы с вами в Мексике. Здесь растут:

  • Монстера (Монстеры – вечнозеленые растения, лианы, кустарники с лазящими толстыми стеблями, часто свисающими воздушными корнями. Гигантские размеры растения и его причудливый облик послужили основанием для названия всего рода (от monstrum – чудовище или причудливый).
  • Рео (Растение используют в народной медицине. В Мексике сок, раздражающий кожу и вызывающий ее покраснение, используют в качестве румян. Кубинцы используют этот же сок для прекращения кровотечения из десен, а отвар листьев – при заболеваниях дыхательных путей.)
  • Сингониум (Лианы и эпифиты, карабкающиеся к свету по стволам более мощных тропических растений. Как и все ароидные, сингониумы ядовиты. Млечный сок растения может вызвать раздражение слизистых оболочек.)
  • Агава (Но агавы ценятся не только благодаря свoeй превосходной внешности. Они имеют и большoe хозяйственнoe значение. Прежде всего, из них добывают волокна, из которых изготавливают грубую ткань и веревки, канаты и рыболовные сети, а также тонкую (похожую на папирусную) бумагу. Из соков некоторых видов путем упаривания получают патоку. В народной медицине агаву используют как средство от укусов змей и насекомых.). А эти рыбки (2-й учитель показывает детям карточки с изображением рыб) обитают в водах мексиканских рек. Это меченосцы (Рис. 6. Эти рыбы особенно интересны тем, что они жвородящие. Икра оплодотворяется в теле самки, и ее покидают полностью сформировавшиеся мальки, которые сразу готовы есть корм).

    Рис. 6

1-й учитель: посмотрите внимательно, может среди меченосцев прячется наша следующая рыбка?

2-й учитель: И действительно рыбка здесь и нам нужно теперь отправляться в Африку!

2-й учитель: Сейчас мы с вами в Африке. Здесь растут:

  • Сансивьера (За форму и расцветку листьев сансевиерию (сансевьеру) называют в народе “щучий хвост”, “кукушкин хвост”, “тёщин язык”; англичане называют – “леопардовая лилия”, “язык дьявола”, “змеиное растение”; американцы называют – “змеиная кожа”; немцы называют за волокнистость листьев – “африканская конопля”.)
  • Хлорофитум (Название рода означает: “chloros” – “зеленый” и “phyton” – “растение”. В быту хлорофитум называют – “паучок”, “зеленая лилия” “невестина фата”.)
  • Алоэ (Алоэ применяют по методу тканевой терапии при некоторых глазных и др. заболеваниях, сок листьев – как наружное средство при лечении гнойных ран, ожогов и некоторых др. заболеваний кожи.)
  • Толстянка (Название рода произошло от латинского слова crassus – “толстый” и указывает на мясистую структуру листьев и стеблей.)
  • Каланхоэ (Жители Мадагаскара издавна использовали сок многих видов каланхое для лечения различных заболеваний. В быту каланхое нередко называют “комнатным женьшенем”, или “деревом жизни”. Клеточный сок, выделенный из стеблей свежих листьев каланхое перистого, обладает противовоспалительным действием, не раздражает кожу и слизистые оболочки и успешно применяется для стимуляции процессов регенерации тканей. Рекомендуется каланхое при мигренях, удушливом кашле, болезнях желудка, печени, некоторых инфекционных заболеваниях и гриппе, для лечения угрей, фурункулов, бородавок.)
  • Драцена (Из ряда видов добывают смолу (гумми), называемую “драконовой кровью” (смола имеет красный цвет). Из волокон листьев, имеющих свойства щетины и конского волоса, делают щетки. Многие виды используются как декоративные растения.)
  • Пеларгония (Эфирное масло пеларгонии, получаемое перегонкой с водяным паром, содержит вещества, губительно влияющие на некоторые болезнетворные микроорганизмы (поэтому его используют для лечения инфекционных заболеваний). Эфирное масло освежает воздух, очищает его от вредных примесей).

А для того чтоб найти следующею рыбку нам нужно найти растение, в названии которого есть 2 буквы о (Хлорофитум)

1-й учитель: Вот и следующая рыбка, и нас теперь ждут в Индонезии.

2-й учитель: Мы перенеслись снова к Тихому океану в Индонезию. Здесь мы можем видеть такие растения, как

  • Хойя
  • Шеффлера
  • Гибискус
  • Сциндапсус
  • Циссус.

Не кажутся ли вам эти растения знакомыми? Может мы их где-то уже видели? Правильно, в Австралии растут почти такие же растения. Ведь Индонезия и Австралия находятся совсем рядом. Но вот рыбки здесь обитают другие. Это (2-й учитель показывает детям карточки с изображением рыб):

  • Расбора Клиновидная (Рис. 7. Мирные, стайные, в большинстве подвиные рыбы, держатся в верхнем (предпочтительнее) и среднем слоях воды.)

    Рис. 7

  • Гурами Пятнистый (Рис. 8. Рыбы мирные, но могут преследовать мелких рыб, несколько пугливы, держатся в верхнем и среднем слоях воды. Можно содержать в общем аквариуме, который желательно закрыть сверху, чтобы над поверхностью был теплый воздух. Ведь эти рыбы дышат воздухом, и если он будет холодным, то они могут простудиться).

    Рис. 8

1-й учитель: Артём, осторожно, на тебя напал удав (1-й учитель незаметно кладет на ребенка игрушку). Ребята, мы должны спасти Артёма! Удав отпустит его, если вы отгадаете загадку и даст нам следующую золотую рыбку.

2-й учитель: загадка

Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
на небо не гляжу,
звезд не считаю
людей избегаю. (Рыба.)

1-й учитель: Ребята! Давайте посчитаем, сколько у нас золотых рыбок. Уже пять, значит, мы теперь смело можем забрать у злой колдуньи наш аквариум!

2.2. Знакомство с аквариумом.

Все отправляются к аквариуму. 1-й учитель и 2-й учитель снимают с него покрывало. Дети разглядывают аквариум и его обитателей. 2й учитель обращает внимание на тех рыбок, изображения которых дети уже видели в джунглях. Кормежка рыб.

2.3. Физкультминутка:

Поход.

О! Что это? О! кто это?
Это поле! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это Джунгли! Их не обойти, под ними не проползти их не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это речка! Её не обойти под ней не проползти, её не перелететь, поплыли!
О! Что это? О! кто это?
Это кочки! Их не обойти, под ними не проползти, их не перелететь, прыгаем!
О! Что это? О! кто это??
Это болото! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это лев! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь идём прямо!
Берём ружьё, стреляем! Осечка! Хватаем меч! Сломался! Побежали: по болоту, по кочкам, по речке, через джунгли, по полю! Фу, убежали!

2.4. Чтение докладов.

Дети читают доклады про аквариумных рыб.

3. Итоги урока:

1-й учитель: Ребята! Вам понравилось путешествие?

2-й учитель: А что нового вы узнали на уроке?

1-й учитель: С кем вы познакомились?

Использованная литература:

  1. http://www.ekzotika.com
  2. http://www.floralworld.ru