"Как в детской пирамидке". Тема и основная мысль текста. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник “Русский язык” 2 класс. К тайнам нашего языка.   М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь-задачник,  пирамидка деревянная, модели пирамидок на бумажной  основе (основная – на белой бумаге, колесики с  предложениями – на цветной бумаге) см. Приложение 1,   магниты.

Тема: Как в детской пирамидке (Тема и основная мысль текста)

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции младших школьников.

Задачи урока: развивать лингвистические способности учащихся,   продолжить обучение учащихся работе с текстом: учить определять тему и основную мысль текста; совершенствовать умения работать в группе; развивать эстетическое восприятие родной природы.

Ход урока

I. Введение.

– Есть такое утверждение:

“Декабрь год кончает – зиму начинает” СЛАЙД 2.

– Подумайте и скажите, так ли это?

– А что такое зима? Это снег, это санки, ледяная горка…

– Прочитайте предложение. Добавьте пропущенное слово. СЛАЙД 2.

– К зиме необходимо подготовиться.

Как в вашей семье готовятся к зиме?

– Идет зима. Зимние вечера длинные, можно и поиграть… Вспомнить

все забытые игрушки.

Одна такая игрушка будет нам сегодня помогать.

(Показываю пирамидку)

– Как устроена пирамидка?

II. Работа с текстом.

На партах тоже есть пирамидки. Да вот, поиграли ребятишки, а собрать забыли. Все колечки перепутаны. Соберем? (Приложение 1)

– Найдите контур. Теперь самое большое колечко.

Прочитайте запись. СЛАЙД 3.

В лесу каждый готовится к зиме по – своему.

– Это текст? Как эту запись превратить в текст?

О чём? Что ещё надо сказать? СЛАЙД 3.

Итак: Чтобы собрать пирамидку вам надо выбрать колечки только с теми предложениями, которые раскрывают записанную мысль. На чистых колесиках напишите свое предложение.)

(Работа в группах)

Проверка.

(Выносят пирамидки к доске, читают предложения.)

(На слайде появляется мальчик Антон)

– Как узнать, получился ли текст?

Стр. 111. Важные сведения.

Вывод: У нас получился текст. Есть тема и главная мысль.

Стр. 112. Совет.

III. Упражнение.

– Назовите самый главный признак зимы.

1. Стр.112. Упр.243. (т) стр. 58

2. О чём хотел сказать автор другой работы?

Стр.112 упр.244. (Работа в тетради)

Прочитайте.

– Кто автор этой работы?

Упражнение 244.

__________________

Устная работа в группах по заданиям.

Проверка с доской. СЛАЙД 5.

В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчёлы.

Запись предложений в тетрадь.

– Найдите предложение, в котором девочка выразила главную мысль и передала своё чувство. СЛАЙД 5.

Я очень обрадовалась приходу зимы!

Запись предложения в тетрадь.

– Дадим характеристику записанным предложениям.(фронтально)

1. Повеств., невоскл.

2. Повеств., воскл.

3. Повеств., невоскл.

4. Повеств., воскл.

– Стр.113. Упр.245.

– Выберите заголовок.

Зима идёт! СЛАЙД 5.

Записывают на оставленную строку.

IV. Итог:

Чему учились на уроке?

Что делали с удовольствием?

Какое желание появилось? СЛАЙД 6.

V. Домашнее задание:

1. (т.) стр. 58 упр.246.

2. Составь и запиши текст на тему “Моя любимая игрушка”.

(Оформи в виде пирамидки) СЛАЙД 7.

Презентация