Правописание непроизносимых согласных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков.
  2. Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
  3. Воспитание товарищества, взаимопомощи. Учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника. Прививать интерес к предмету.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Компетенции:

Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
– заменять слова синонимами;
– работать в группах;
– вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Ход урока

На уроке мне будут помогать герои из мультфильмов.

I. Чистописание. Приложение. Слайд 2.

– Богатырь предлагает нам размяться. И выполнить чистописание.

сердце здравствуй
Народ любит умелых, честных.

– Пояснение смысла пословицы, орфограмм.
– Что трудное встретилось в словах сердце, здравствуй, честных?

2. Запись предложения.

II. Формирование новых понятий.

Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

Слайд 3.

"Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды орехи. Пахнет прелой листвой.
Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.
Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени".

– Прочитайте данный текст. Чтобы запомнить слова с новой орфограммой давайте их запишем и подберем проверочные слова.

(Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.)

– Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)
– Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
– Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, д, л.)

Вывод. Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой орфограммы “Правописание непроизносимых согласных".

– А теперь прочитайте правило в учебнике (стр. 28):

а) самостоятельно; б) один человек – вслух .

– Что же нужно делать, когда мы встретились с непроизносимой согласной ? (Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы непроизносимая согласная произносилась четко)

– Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это Дедушка хочет вас познакомить с одной из народных примет.

Слайд 4.

Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают.)

– Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне.
– Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?

Ненастная – ненастье, дождливая – дождь.

– Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.

Физкультминутка. Слайд 5

Работа по учебнику.

1. Анализ однокоренных слов, сравнение произношения и написания, упр. 48. (Устно.)

– В каком из трех слов согласный [т] находится в сильной позиции и слышится отчетливо? (Три согласных звука подряд произносить порой сложно, поэтому мы порой упрощаем и один звук исчезает. Их и называют непроизносимыми согласными.)

2. Подбор к существительным однокоренных прилагательных, упр. 49. (Выполнение учащимися письменно у доски с объяснением.)

– Какое из пары слов является проверочным?
– Как проверить написание непроизносимого согласного?

3. Самостоятельная работа. Образование однокоренных слов, подбор синонимов, упр. 51

(Индивидуальная работа с взаимопроверкой.)

– Молодцы! Вы хорошо работали.
– Но ребята в нашем языке есть еще слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные.

Слайд 6.

Праздник Лестница Чувство

Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах. а) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

б) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут;

в) Как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь.

(Учащиеся читают выписку из этимологического словаря по данному слову.)

Выписка из этимологического словаря: Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств – (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

III. Итог урока.

– Замените словосочетание одним словом, близким по значению. Докажите правописание слова.

Слайд 7.

красивый ребенок – ... (прелестный)
печальный итог – ... (грустный)
пасмурный день – ... (ненастный)
правдивый ответ – ... (честный)

– Как проверить написание слова с непроизносимым согласным?