Построение взаимоотношений в школе, способствующих качеству воспитания на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей

Разделы: Работа с родителями


Демократизация жизнедеятельности школы и управления ею предполагает активное участие в них всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Социально-психологическая защищённость, успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребёнок проводить в школе и дома. Поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

В этом учебном году нашей школе исполняется 20 лет. Несмотря на её молодой возраст, мы успешно применяем различные формы и способы включения педагогов, учащихся и родителей в организацию обучения и воспитания детей, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

В связи с этим в нашей школе сложилась определённая система сотрудничества и сотворчества, отвечающая современным требованиям обучения и способствующая повышению качества воспитания. Определяющую роль в сотрудничестве с родителями и учащимися играют педагоги. В своей работе они используют как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Наша задача помочь родителям раскрыть способности ребёнка, его особенности, проблемы в общении, обучении и поведении, информировать родителей о жизни в классе, школе, об успехах и трудностях ребёнка, оказать им социальную психолого – педагогическую поддержку, совместно с родителями скорректировать поведение ребёнка, предупредить отрицательные и культивировать положительные черты и наклонности, участвовать в выявлении профессиональных склонностей подростка и в определении его жизненных планов; учащимся – достичь высокого уровня сформированности навыков самоопределения и самореализации. В практической работе с родителями и учащимися педагогический коллектив нашей школы использует следующие формы работы:

– консультации;
– беседы;
– работа с дневниками;
– консилиумы;
– деловые встречи;
– конференции и т.д.

В свою очередь дети охотно откликаются на все предложения по активизации жизнедеятельности их в школе, а родители помогают выявить скрытый интеллектуальный потенциал, способности ребёнка, помогают организовать досуг, участвуют в обсуждении проблем класса и школы. Важную роль в этом играют общешкольные родительские собрания, где традиционно рассматриваются и обсуждаются вопросы здоровья учащихся, подросткового возраста, адаптации ребёнка, занятости и профессионального выбора.

Ежегодно родители принимают активное участие в работе родительских комитетов классов. Содействуют решению вопросов, связанных с ремонтом класса, подарками к праздникам, помогают в организации и проведении родительских собраний в классе и школе, мероприятий различного плана, оказывают помощь в организации патрулирования в выходные дни во время работы дискотеки. Следует отметить, родители с удовольствием участвуют в работе временных творческих групп, которые работают по четвертям вместе с учащимися и педагогами. В отдельных классах родители привлекаются к проведению разовых классных часов, в работе в жюри внеклассных мероприятий, спортивных соревнований и творческих конкурсов, участвуют в шефской работе с неблагополучными семьями и подростками.

Нельзя не сказать о большой творческой, совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей в реализации школьных конкурсов “Ученик года” и “Лучший класс года”. Они разрабатывают совместные планы по представлению визитных карточек участников конкурсов, следят за успехами отслеживания результативности в различных номинациях, а также являются непосредственными участниками социальных проектов по облагораживанию школьной территории в рамках конкурса “Лучший класс года” и поиска решения социальной проблемы, рассматриваемой на последнем этапе конкурса “Ученик года”. Пройти все этапы конкурсов нелегко, где нужны не только знания и умения, здесь важно поддержать ребёнка, и с честью выдержать вместе с ним все испытания. Это возможно только на основе взаимного уважения и доверия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Кроме этого, благодаря разработке и внедрению нашей школой целевой комплексной воспитательной программы “Единство общего, дополнительного образований, творческой деятельности классных руководителей и воспитанников в направлении внеклассной деятельности школы”, позволило нам ежегодно в рамках тематических проектов: “Здоровый образ жизни”, “Самоуправление”, “Край мой таёжный”, “Новогодняя кампания”, “Зимние школьные вечера”, “Служу Отечеству”, “Фестиваль талантов”, “Страницы памяти”, “Я – гражданин России” проводить в жизнь коллективно-творческие дела. Активными участниками в них являются не только учащиеся школы, но педагоги и родители. Многие мероприятия стали традиционными, их энергетика и колорит делают школьные моменты жизни незабываемыми. Это “День самоуправления”, “День безопасности”, фольклорный праздник “Бабушкины сказки”, “Фестиваль творчества народов России”, и многое другое.

Подводя итоги вышесказанному, мы считаем, если правильно и творчески организовать взаимодействие педагогов, учащихся и родителей, можно добиться больших результатов, как в плане обучения, так и воспитания. Главное не останавливаться на достигнутом, а продолжать действовать и творить.

Презентация