Урок окружающего мира в 4-м классе "Чудеса света"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

– ознакомить обучающихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;

– познакомить с международной Красной книгой,

– формировать у обучающихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды;

– привлечь учащихся к чтению и работе в библиотеке; повышать познавательное отношение к прочитанному;

– развивать навык чтения, умение анализировать научные тексты, находить в книгах нужную информацию.

Оборудование:

интерактивная доска, слайды;

– иллюстрации с фотографиями редких животных;

сигнальные карточки для учащихся:

V” – информация мне известна;

“+” – узнал что-то новое;

“!” – противоречит тому, что знаю; не согласен;

“?” – хочу узнать подробнее;

молоточек и доска для проведения аукциона.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

На уроке проведем заседание кружка “Юный эколог” (кто такие экологи?).

Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы; культуры. А поможет нам провести заседание компас урока (слайд – компас урока).

2. Работа по компасу: сначала узнаем, у скольких экологов знания на “пять”.

– тестирование по пройденному материалу (комплексное) – учащиеся 1 ряда.

- Все остальные – повторение изученного – в дополнительной тетради дети ставят знак “+”, если согласны, “ – ”, если не согласны с утверждением учителя.

1) человек – властелин и покоритель природы нет

2)древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды; да

3) экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают; да

4) причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые человек сбрасывает в моря и океаны. да

5) вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли. нет

6) весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается; нет

7) международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды; да

8) Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. Да

Коллективная проверка, обсуждение результатов опроса. Предложения детей по улучшению экологической обстановки в мире (по д. зад.) Слайд – мы убираем территорию парка.

3. Работа по компасу: изучение новой темы.

Тема заседания – “Чудеса Света”.

1) Рассказ учителя о 7 чудесах света. В древности люди выбрали 7самых удивительных творений рук человека, они так и назывались: “7 чудес света”.

Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский, усыпальница царя Мавсола, Храм Артемиды, статуя Зевса, Александрийский маяк. К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всей красе, они были разрушены временем, и лишь одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени. (Слайд – пирамиды ).

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. В настоящее время создан список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.

Компас – карта объектов Всемирного наследия. Работа по карте – схеме на стр. 56-57 учебника. Условные обозначения,

Компас – работа исследовательских групп.

2) Выступают командиры каждого ряда, делают обзор подготовленных выступлений. Затем 1-2 учащихся с каждого ряда выступают подробно.

1 ряд – выдающиеся мировые памятники культуры:

– статуя свободы в Нью-Йорке

– Кижи, деревянная церковь

– Афинский акрополь

– Мемфис – древняя столица Египта

– Водопад Виктория

– Великая китайская стена.

– Тадж-Махал

– Московский кремль и Красная площадь

2 ряд – о выдающиеся мировые памятники природы:

– Алтайские горы

– Вулканы Камчатки

– Национальный парк Серенгети, Африка

– Водопад Игуасу

– Большой каньон

– Большой барьерный риф

– озеро Байкал

– Капова пещера

Выступает командир 3 ряда – они готовили сообщения о растениях или животных, занесенных в Красную книгу. Перед этим – рассказ учителя: Впервые Красная книга была создана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих 25 тысяч растений. Основная цель создания книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

3) Физкультминутка – Этюды на выражение эмоций, мышечная релаксация. Дети выполняют движения под руководством учителя, стараются мимикой лица и жестами рук выразить свое настроение. Под аудиозапись “Голоса птиц”.

Мы заходим в лес. Вокруг стоит тишина. Нам очень приятно идти по лесу и вдыхать ароматный воздух.

– Вот в траве краснеет лесная земляничка. Наклонимся, осторожно сорвем ее и положим в рот. Как вкусно!

Вот под осиной мы видим гриб с ярко – красной шляпкой. Ура! Это подосиновик! Наклоняемся к грибу, осторожно срезаем его ножом и кладем в свою корзинку. Идем дальше.

А вот в траве большой гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками. Это несъедобный гриб мухомор. Наклонимся к нему поближе, посмотрим, какой он красавец, но сбивать ногой не будем – гриб могут использовать для лечения лесные звери.

А вот гнездо птички в густой траве. Наклонимся, взглянем на крошечные голубоватые яйца. Но брать в руки их не будем! Ведь над головой у нас летает и беспокоится их мама.

Уходим из леса домой, надолго сохранив в душе красоту и спокойствие русского леса.

4) Компас – 7 чудес России. Конкурс “7 Чудес России”.

Беседа учителя – 7 чудес России. Семь чудес России — проект, целью которого стал поиск семи чудес России. "Чудесами" признаны: долина Гейзеров на Камчатке; озеро Байкал; дворцовый комплекс Петергоф под Санкт-Петербургом; природный памятник "Столбы выветривания" в Коми; собор Василия Блаженного в Москве; Мамаев курган и статуя Родины-матери в Волгограде; гора Эльбрус. Для дом. задания: найти и приготовить пересказ материала об этих чудесах России.5) Компас – 7 чудес Татарстана. Затем – аукцион: какие природные памятники Татарстана победили в Интернет–голосовании “7 Чудес Татарстана?”

5)Аукцион: “Кто угадает 7 чудес Татарстана?”

Рассказ учителя о 7 чудесах Татарстана с использованием слайдов ( в это время дети работают с сигнальными карточками).

– 6) рассказ учителя (исп. слайды).

Казанский Кремль

Казанский Кремль – воистину жемчужина Татарстана. Первые постройки на территории Кремля появились в начале XI века, именно тогда на месте нынешнего Кремлевского холма поселились люди, начавшие возводить деревянную крепость – военный форпост. 
Город развивался, и каменная цитадель с мавзолеями, мечетями и ханским дворцом просуществовала до середины XVI века. В 1552 году город был полностью разрушен войсками Ивана Грозного. В этом же году началось строительство новой русской крепости на Волге, которую псковские мастера, под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя возводили из белого волжского известняка. 
Архитектурный облик Казанского Кремля формируют сегодня древняя крепостная стена с 8 башнями постройки XVI века, православный Благовещенский собор (XVI в.), падающая башня Сююмбике (начало XVIII в.), комплекс зданий Пушечного двора и Юнкерского училища (XIX в.), мечеть Кул Шариф (XXI в.) и др. 

Продолжение статьи