Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях клуба «Живой мир» с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Внеклассная работа


Цель: содействие формирования у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью – самой большой ценности, данной человеку.

Задачи:

  1. Снизить влияние факторов риска на здоровье воспитанников клуба «Живой мир».
  2. Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, навыках гигиены и профилактике заболеваний.
  4. Мотивировать на здоровый образ жизни.

Введение.

На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях в клубе «Живой мир» я активно использую здоровьесберегающие технологии.

Цель которых – обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Главными задачами здоровьесберегающих технологий в клубе считаю:

  1. Укрепление Физического здоровья и профилактика заболеваний.
  2. Содействие правильному физическому развитию.
  3. Повышение умственной работоспособности.
  4. Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику.

1. Концепция здоровьесберегающего образования.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением

деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В рамках реализации подпрограммы «здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2012 гг.

2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей), опоры на социум.

3. Культура здорового образа жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни это:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

4. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно-важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развития его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В.Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегадющую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберагающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровосберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина это:

  • условия обучения воспитанника в учреждениях дополнительного образования (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

5. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях клуба «Живой мир».

Работа по здоровьесбережению в моем клубе «Живой мир» основана на следующих принципах: «Не навреди!», принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса; системного чередования нагрузок и отдыха.

Для достижения выше указанной цели большую роль играет клуб «Живой мир» Центра детского творчества, обучение в котором позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы занятий, в различные задания как на занятиях, так и дома.

Для сохранения и укрепления здоровья детей работа проводится систематически, с использованием разных форм занятий. Ежедневно в свои занятия включаю физкультурные «минутки» (1-2 мин.) и физкультурные паузы (3-4 мин.) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статистическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Стараюсь варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности). Дети выполняют упражнения в понятной и интересной форме игры, имитируя движения различных животных, насекомых и птиц. Игровой момент считаю обязательным атрибутом каждого занятия, ведь очень важно суметь создать у воспитанников положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения материала. Также с целью сохранения хорошей осанки регулярно провожу инструкцию правильной посадки за учебным и компьютерным столом. При работе с компьютером и мультимедиа на каждом занятии провожу комплекс упражнения для тренировки мышц глаз Э.С.Аветисова и У.Г.Бэйтса. Продолжительность работы за компьютером составляет 15-20 минут, что соответствует санитарным нормам для детей младшего школьного возраста. Кроме того при работе с компьютером использую успокаивающие компьютерные заставки для снятия зрительного напряжения. Они бывают анимированные, мультипликационные, сопровождаются музыкальным сопровождением («Аквариум», «Меняющийся зимний пейзаж», «Водопад» и многие другие.

Принимаю необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий:

а) Ежедневно контролирую санитарное состояние помещений (живой уголок и учебный кабинет):

  • влажная уборка;
  • проветривание;
  • гигиеническая оценка освещенности.

б) Регулярно провожу инструктажи по технике безопасности при обращении с животными, при чрезвычайных ситуациях, при работе с колюще-режущими предметами и пожарной безопасности. Ведется журнал инструктажа по технике безопасности в экстремальных ситуациях.

В целях профилактики многих заболеваний и поддержания более высокого уровня работоспособности, улучшения эмоционального состояния использую методику арома-фитотерапии. Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии способствует профилактике простудных заболеваний и нарушений сна, помогает снять состояние усталости.

Тренинг памяти с помощью «обогащения» окружающей среды до естественной (проведение занятий на природе). Для достижения быстрых, надежных и нестрессовых для здоровья человека результатов я стараюсь помочь детям осваивать материал в соответствии с древними естественными наследственными программами адаптации в живой природе. Кроме занятий на природе, обязательными считаю просто прогулки на природу и экскурсии, потому, что они способствуют общему укреплению здоровья ребенка как физического, так и психического. Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Регулярно провожу экскурсии: «Осень в лесу», «Зимние явления в природе» и другие.

Во избежание зрительного утомления, например, при работе с природным материалом (аппликации, коллажи, поделки и др.), считаю самым эффективным средством – активный отдых, заключающийся в смене рода деятельности (например, практическая работа по уходу за животными и растениями в живом уголке: полив, опрыскивание, рыхление, обрезка сухих листьев, чистка клеток, кормление, дрессировка, лечение и т.д.).

На некоторых занятиях использую упражнения для снятия напряжения с помощью музыкотерапии и воображения (например:«В океане», «Весенний лес», «Голоса птиц» и т.д.) с помощью ощущения различной модальности (представить ощущения, услышать звуки, почувствовать запахи). Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста обязательно провожу пальчиковую гимнастику («Цветок», «Здравствуй, пальчик!», «Как живешь?» и др.).

Использую разнообразные формы работы, такие как викторина, КВН, экскурсия, сказки, конкурс, познавательные и развивающие игры, придаю занятиям привлекательные качества интересного и веселого труда, в результате дети меньше утомляются.

Работу по предупреждению вредных привычек и формированию полезных привычек провожу посредством разъяснительных бесед, лекций, тренингов психолога, встреч с работниками здравоохранения, просмотра видеофильмов.

В живом уголке, где проходит почти половина занятий, животные подобраны и для выполнения оздоровительной функции. Она предусматривает использование декоративных животных с целью оздоровления, так как общение с ними влияет на психику ребенка, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы, увеличивает защитные силы организма.

Могу отметить, что дети, занимающиеся в клубе «Живой мир», меньше пропускают занятия по состоянию здоровья, дольше бывают активными и работоспособными.

6. Планирование занятий в клубе «Живой мир» с использованием здоровьесберегающей программы.

  1. Занятия, тематические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни (еженедельно).
  2. Спортивный день (раз в месяц).
  3. Дидактические подвижные игры (ежедневно).
  4. Физкультминутки (ежедневно).
  5. Прогулки на свежем воздухе (раз в неделю).

Я считаю, что для педагога очень важно правильно организовать занятие, так как оно является основной формой педагогического процесса:

  • рациональная плотность занятия должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
  • в содержательной части занятия должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем воспитанников, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • количество видов учебной деятельности на занятии должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин., однообразие занятия способствует утомлению воспитанников;
  • в занятие необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
  • в течение занятия должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников;
  • обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации воспитанниками (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
  • необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности воспитанников, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
  • на занятии нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
  • нужно включать в занятие технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в занятие физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой минуте занятия, длительностью – 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего занятия и в итоговой его части.

Результат.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения

Критерием здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.

Итог.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы:

  1. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей// «Начальная школа», 2005. - № 1. с. 91.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// «Начальная школа», 2005. - № 11. С.75.
  3. Львова И.М. Физкультминутки// «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
  4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа», 2006. № 6. С. 56
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с
  6. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика. – 2005. - № 3. С. 42-46.
  7. Электронные ресурсы:
    • Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
    • Применение здоровьесберегающих технологий в школе № 1317. г. Москвы: http:hool.ru /health/.