Основные особенности психологической культуры труда учителя

Разделы: Школьная психологическая служба


Вечно изобретать, пробовать, совершенствоваться и
совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни.
К.Д.Ушинский.

Роль педагога в обществе - одна из самых важнейших в современном мире. "Учитель - это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты", - подчёркивал наш земляк, известный писатель Ф.А. Абрамов. Действительно, какими будут результаты труда педагога-воспитателя сегодня, - таким будет общество завтра. Огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии отмечали всегда: и в 17 веке Я.А.Коменский: "Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем", и в 19-ом веке, например, А.П.Чехов писал: "России необходим хороший, умный, образованный учитель.:Без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича", и наш президент Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (а это уже 21-ый век) говорит: "Образование в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передаёт новым поколениям ценности нации. :Ключевая роль в школе принадлежит учителю".

Педагогическая деятельность отличается редкостным своеобразием. В чём это проявляется? Давайте обратимся к формуле: своеобразие = наука + искусство - и многое становится понятным.

В любом обществе всё или практически всё определяется образованием и культурой. Будет с этим всё в порядке - отпадут многие проблемы: экономические, политические, национальные.

Если говорить об успешной учительской деятельности, многое зависит от знания особенностей психологической культуры труда педагога.

Цель статьи - актуализация основных особенностей психологической культуры труда учителя.

Задачи:

  • рассмотреть основные особенности психологической культуры труда учителя;
  • мотивировать учителей в необходимости пополнения психологических знаний;
  • попытаться определить составляющие успеха в педагогической деятельности учителя.

Рассмотрим основные особенности психологической культуры труда учителя.

Обязательное наличие педагогических способностей.

"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант" дано не каждому. Макаренко, Сухомлинский, Захаренко, Шаталов, Ильин, Соловейчик, Щетинин, Амонашвили - фамилии талантливых педагогов известны всем.

Если у учителя нет педагогических способностей, это отрицательно сказывается на детях. Об этом хорошо сказал Ч. Дарвин: "Лекции Джемсона настолько вялы и скучны, что решил не читать ни одной книги по геологии". Вот почему профессионально ущербные люди опасны в педагогике. Ещё Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Успех приходит к тому, кто соединяет в себе любовь к делу и ученикам, кто развивает и совершенствует свои педагогические способности.

Многофакторность учебно-воспитательного процесса.

Воспитательный процесс идёт постоянно - в школе, семье, окружающей среде, в контактах с людьми, в обращении к искусству, литературе, Интернет-ресурсам, СМИ и др.. Успех воспитания конкретного человека зависит от множества факторов. Педагог выступает с миссией координатора, является своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. С этими непростыми функциями может справиться только разносторонне образованный человек, обладающий необходимыми умениями, а именно: умением создавать условия для успешного проявления в ребёнке его наилучших качеств и способностей, умением и готовностью понять детские интересы, взгляды, настроения, моду, кумиров и способностью исподволь, не оскорбляя, расширять диапазон детских интересов и представлений, умением поддерживать созидательные контакты с родителями и другими умениями. Ещё нужно помнить, что учительская профессия - круглосуточная. Необходимо учителя уберечь от эмоционального "выгорания". Неслучайно педагога сравнивают с аккумулятором, который нужно подзаряжать. Ему нужно находить время и для самообразования, и для "подпитки".

Природа, музыка, литература, книги в целом, кино, музеи, театры, встречи, поездки, общение с интересными людьми, контакты, хобби, разнообразные увлечения - вот то, что помогает учителю "зарядиться"

Длительность воспитательного процесса.

Всё имеет скорость, в том числе и воспитательный процесс. Необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален. Нельзя быстро воспитать чуткого, душевного, отзывчивого человека. Процесс идёт очень медленно, который нельзя форсировать. Ещё сложнее перевоспитать человека. Нет универсальных методик, чтобы лентяя перевоспитать в труженика, эгоиста переделать в альтруиста. Есть, конечно, исключения, например, Макаренко: перевоспитанию подростков помог высококвалифицированный труд.

Часто учитель тратит много душевных, физических сил, но позитивных успехов нет, и тогда педагог начинает раздражённо говорить: "Виноват ученик, он не хочет:". Все мы знаем, что раздражённость - ржавчина педагогической квалификации, и ей не должно быть места в школьной практике.

Успешно работать в школе может только терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм - важнейшие профессиональные качества педагога, которые необходимо в себе культивировать.

Концентризм в содержании воспитания личности.

Что такое концентризм? Многократное возвращение к воспитанию одних и тех же качеств личности ученика. Правда, каждое повторение - контакт с другим человеком. Никакое воспитание нельзя считать законченным. Если в 3-ем классе мы занимались воспитанием трудолюбия у учащихся и достигли позитивных результатов, не значит, что не надо продолжать работу по воспитанию трудолюбия в 4 -м классе. Только делать это необходимо на базе достигнутого.

Успешной будет та работа по воспитанию личностных качеств ученика, которой учитель занимается систематически и целенаправленно.

Воспитание - это активный двусторонний процесс.

Ученик не только объект воспитания, но и субъект. Ученик не ребёнок-сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь. Главная задача учителя - воспитать в ученике потребность в самообразовании, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанника волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить самостоятельность. Успешное решение задач требует от педагога развитой эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Образовательная среда должна быть разнообразная: возможность учителя гибко и динамично включать каждого в тематику урока, поощрять самостоятельность, инициативу, творчество, признавать за каждым учеником право на ошибку, но анализировать причину. Ученик должен понимать цели и задачи урока, он должен захотеть изучать материал, то есть иметь положительную мотивацию учения, понять, какими способами он действует для достижения поставленных целей. Учителю надо помочь ученику стать личностью: создать условия для полноценного проявления и развития личностных качеств каждого ученика. Нужен личностный рост, а не сравнение одного ученика с другим.

Педагогика сотрудничества должна занимать ведущее место в деле образования, воспитания и развития личности. В сущности как мало нужно для хорошего воспитания. Есть только одно отношение к ребёнку: человеческое!

Результаты процесса воспитания малозаметны для внешнего восприятия.

Действительно, чтобы увидеть результаты воспитательной деятельности, требуется время, иногда годы. В педагогической деятельности редко увидишь сиюминутные результаты. В связи с медлительностью процесса воспитания результат бывает малозаметным, скрытым. Педагог должен быть готов, что его усилий не только быстро не увидят, но его ещё и порицать будут за чужие грехи, вот почему важно сохранять душевное равновесие при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения к себе.

Здоровьесберегательные технологии для учителя важны в такой же степени, как и для учащихся.

Педагогическая деятельность - деятельность, устремлённая в будущее.

Об этом хорошо сказано в самом начале статьи. Хочется назвать ведущее качество личности педагога в связи с этим - умение прогнозировать. Быть прогнозистом - учить самому главному - быть счастливым человеком. Быть хорошим прогнозистом - воспитывать самостоятельность в каждом ученике, учить и научить учиться, сохранять веру в лучшее, веру в человека. Быть прогнозистом - заботиться о сохранении своего душевного и физического здоровья. В учительской работе важны выдержка, находчивость, быстрота реакции, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами. Всё это требует нервного, физического напряжения. Быть хорошим прогнозистом - значит, предвидеть "плюсы" и "минусы" в своей деятельности. Сегодня, как и всегда, востребован педагог-труженик, педагог-оптимист, высоконравственный, любящий людей, верящий в них, - одним словом, успешный учитель. Успешный учитель может воспитать успешного ученика. Существуют ли формулы успешности? Да! И самая главная - только успешный учитель может воспитать успешного ученика. Мне очень нравится формула, автором которой является известный педагог В.М. Лизинский: притягательная сила личности учителя + педагогическое мастерство + педагогическая этика + терпимость, протянутая во времени (толерантность) = формула успеха.

Знать особенности психологической культуры труда учителя, стремиться к пополнению психологических знаний - значит, быть успешным педагогом, быть во всеоружии, помогать себе самому. Слова К.Д. Ушинского, взятые в качестве эпиграфа, являются своеобразным компасом в труде, непростом, но очень важном труде учителя.