Урок русского языка во 2-м классе "Заглавная буква в именах сказочных героев"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить детей писать без ошибок большую букву в именах, кличках сказочных героев.
  • Развивать умения видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы.
  • Составлять из слов предложения и правильно оформлять их на письме.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, иллюстрации, дидактический материал, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

(Звучит 1 куплет песни про Буратино)

– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение,  откуда наш сказочный герой? (Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? (А.К.Толстой).

III. Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится. В конце урока вас ждет сюрприз.

Задание 1.

Вспомните сказочных героев из повести-сказки «Золотой ключик…»:

А) Девочка с голубыми волосами  (…альвина)
На доске появляются карточки  (Приложение 1).
– Что-то непонятное, ребята (пропущена первая буква)

Б) Лиса, участвовавшая в разбойном нападении на Буратино, которое произошло на Полу Чудес в Стране Дураков  (…лиса)

В) Кот, сообщник лисы   (…азилио)

Г) Папа       (…арло)

Д) Владелец кукольного театра   (…арабас    …арабас)

ЗАПИШЕМ в тетрадь имена и клички сказочных героев  (МАЛЬВИНА, АЛИСА, БАЗИЛИО, КАРЛО, КАРАБАС БАРАБАС)
ПОДЧЕРКНИТЕ заглавную букву

– Как вы написали имена сказочных героев? Почему? (Вывод: Имена сказочных героев тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
– Какие опасные места вы заметили в словах? Подчеркните.

Задание 2.

– Отгадайте, кто это?

А) Она красива и мила, а имя ее от слова «зола» . Появляется карточка с изображением Золушки

Б) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)

В) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше  (Карлсон)

Г) Хорошо живет на свете    (Винни-Пух)

Д) Друг Винни-Пуха   (Пятачок)

Е) Сказочная учительница Буратино  (Мальвина)

Ё) Девочка, которая появилась из маленького цветка  (Дюймовочка)

Ж) Сказочный мальчик-луковичка (Чиполлино)

РАСПОЛОЖИТЕ карточки с изображением сказочных персонажей в алфавитном порядке (Один ученик работает у доски).   
ЗАПИШИТЕ в тетрадь эти сказочные имена в алфавитном порядке (Айболит, Винни-Пух, Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина, Пятачок, Чиполлино)
ПРОВЕРИМ, правильно ли вы записали. (На доске уже записано, но пока закрыто).
Подчеркните заглавную букву и опасные места.
ЧТО вы заметили в именах сказочных героев? (Айболит – сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень;  ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА – остаток от сжигания чего-нибудь в виде черно-серой пыли).

Задание 3.

– Догадайтесь, о ком идёт речь, запишите имена героев (тексты читает учитель).

А) «Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила её, а ещё больше любила её бабушка…» («Красная Шапочка»)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Почему так назвали девочку?

Б) «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу…» (Кощей Бессмертный).
– Почему его так назвали?
– Кто автор этой сказки? (Народ)

– Что вы можете сказать о написании имен этих сказочных персонажей? (Некоторые имена состоят из двух слов и пишутся с заглавной буквы).

МОЛОДЦЫ.

Задание 4.

На экране – Слайд 2 (Приложение 2).
Из слов каждой строчки составь предложения (самостоятельная работа):

– рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам  (Белоснежка рассказала гномам о злой мачехе).
– о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю  (Всю зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
– кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино (Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
– живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на  (Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).

Запишите. Проверим написанное.  Подчеркните опасные места.

ЗАДАНИЕ 5.

Соедини линией сказочных героев с авторами произведений  (Приложение 3)

Незнайка                                    Ш.Перро

Доктор Айболит                        А.Н.Толстой

Мальвина                                    Н.Носов

Золушка                                      К.Чуковский

Малыш и Карлсон                     А.Линдгрен

IV. Итог урока. Рефлексия

– Что вспомнили на уроке?
– Что сегодня повторили?
– Что понравилось?
– Что нового для себя узнали?

V. Домашнее задание

Сочини и запиши сказку с одним из сказочных персонажей (5-6 предложений)

VI.  Вручение жетонов – «сольдо» каждому ребёнку за работу (Звучит песня Н.Королёвой  «Маленькая страна»).