Урок-игра по изобразительному искусству – брейн-ринг "Знатоки искусства" (итоговое занятие для учащихся 6-го класса)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • Учить детей на практике применять полученные на уроках изобразительного искусства знания, умения и навыки.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов.

Оборудование: Доска, мультимедийное оборудование, стол для жюри, 2 стола для команд, маленькие картонные палитры – жетоны, флажки (красный и синий), карточки с холодными и тёплыми цветами.

Раздаточный материал: Карандаши, фломастеры, краски, кисти, бумага

Ход урока

Учитель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы узнать, чему же научились за учебный год, какие знания, умения и навыки приобрели. И урок мы проведём в виде игры «Брейн - ринг».

Приложение 1

Правила игры

  • Игра проводится в 6 туров. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
  • Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает флажок и говорит, кто отвечает.
  • Уточнять ответ другому игроку нельзя.
  • Отвечает первой та команда, которая раньше подняла флажок.
  • Если ответ сразу не дается, предоставляется 1 минута на обсуждение. Ответ необходимо дать раньше, пока одна минута не истечет.
  • Если ответ неточен или неверен, то второй команде дается время, оставшееся до минуты, на обдумывание.
  • Выигрывает та команда, которая набрала больше очков, в виде палитр . Соответственно очкам выставляются оценки. За первое место ставится «5», а за второе – «4».

Первый тур. «Вот мы какие!»

Учитель: Итак, тема нашего первого тура «Вот мы какие!». Для начала нам нужно разделиться на две команды. Для этого я попрошу вас взять по одной карточке с подноса.

(Дети берут по одной карточке.)

Итак, те, у кого на карточке «холодный» цвет – я попрошу сесть за один стол, а те ребята, у кого «теплый» цвет – за другой стол. Вот у нас и получились две команды.

Учитель: Вам предстоит придумать название для вашей команды, выбрать капитана команды. На это вам 3 минутки. Ну, конечно команды должны иметь названия связанные с изобразительным искусством.

(Ребята придумывают названия).

Учитель: Первым представить свою команду предоставляется возможность ребятам, которые сидят за столом №1

Учитель: Спасибо команде « КРАСКИ». Займите свои места за столом №1. Право представить себя получает следующая команда. Вам слово.

Учитель: Спасибо команде « ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ». Займите места за столом №2.

Учитель: Итак, первый конкурс завершён. Обе команды получают по жетону - палитре.

Второй тур. «Разминка».

Учитель: Он состоит из двух этапов:

  1. «Найди различия » В течении 30 секунд нужно найти 8 различий на предложенной вам картине . Чья команда быстрее, та и получает жетон.
  2. «Загадочная картинка» Найти, как можно больше зверей в этом лесу, за 1 минуту.

Третий тур. «Викторина»

Учитель: Теперь мы с вами переходим к 3 туру, на знания видов и жанров изобразительного искусства. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, которые будут высвечиваться на мультимедийной доске. За каждый правильный ответ – жетон. Начинаем!

  1. Что изображают на своих картинах художники-анималисты? (Животных)
  2. Жанр изобразительного искусства, посвящённый военной тематике. (Батальный)
  3. Жанр, в котором главный герой - природа. (Пейзаж)
  4. Что является изображением определённых черт отдельного человека или какой-то группы людей в слишком непривлекательном виде? (Карикатура)
  5. Художественное произведение, повторяющее другое. (Копия)
  6. Художник, изображающий преимущественно лица людей. (Портретист)
  7. Определите жанр изобразительного искусства по репродукциям картин. (Графика, Живопись, Декоративно-прикладное искусство, Скульптура, Архитектура)
  8. Рисунок на куске линолеума. (Линогравюра)

Четвёртый тур. «Художники и художественные произведения»

Учитель: Четвёртый тур «Художники и художественные произведения». Условия конкурса: я даю краткое описание картины или некоторые важные события из биографии художника, вы должны назвать художника или определить название картины. Та команда, которая первая поднимет флажок и даст правильный ответ, получает жетон. Будьте внимательны.

  1. Какого русского художника называли «певцом русской природы»? (Ивана Ивановича Шишкина)
  2. Один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Левитана.)
  3. Русский художник, который писал картины на сказочно-былинные темы? (Васнецов)
  4. Как называют художников изображающих море? Назовите фамилию русского художника. ( Маринисты. Иван Айвазовский).
  5. Внук сельского архитектора, сын иконописца. Его произведения, главным образом, посвящены крестьянской тематике. Проживал в с. Прислониха Симбирской губернии . (Аркадий Пластов).
  6. Ещё будучи студентом Академии художеств, живописец после двух поездок на Волгу написал картину, принесшую ему всенародную славу. Какая это картина? («Бурлаки на волге» Репина).

Учитель: Молодцы!

Пятый тур. «Анаграммы»

Учитель: Следующий тур. Называется он «Анаграммы». Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Капитаны выбирают по два слова.

(На доске высвечиваются слова:

КАРКАС – К….

МОЛЬБА – А….

ЗАМОК – М…

НАНОМЕТР – О…. )

(ОТВЕТЫ: каркас- краска, мольба- альбом, замок – мазок, нанометр-орнамент).

Дети работают в своих командах. По мере выполнения капитан команды относит анаграмму жюри.

Шестой тур. «Рисунок»

Учитель: Сейчас мы с вами порисуем. Я начну читать по одной строке из стихотворения, а вы будете выходить по одному к доске и иллюстрировать его.

На доске висят ватманы.

Сергей Михалков «Рисунок»

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду 15 точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу.
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом…
Еще я дождик удлинил,
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.

Учитель: Может, у героя нашего стихотворения и плохо вышел рисунок, но наши – просто произведения искусства! А чей рисунок получился лучше нам подскажут гости.

Учитель: Вот мы с вами и отдохнули немного, посмеялись, повеселились. А сейчас прошу вас посчитать ваши жетоны.

(Подведение итогов.)

Учитель: Конечно, очень обидно проигрывать, тем более на чуть-чуть. Но как бы там ни было, подумайте о том, как много хорошего дала вам эта игра. Вы много нового узнали. А какие у вас товарищи по игре? Ни один не остался равнодушен, все, чем могли, помогали выполнять задания в ходе игры. Но больше всех вы порадовали меня. Ничего нет лучше для учителя, как ответственные, добросовестные и умные, отзывчивые ученики! Не вешать нос, ребята! А теперь пришло время наградить участников конкурса.

Команда «КРАСКИ» заняла 1 место, награждается кисточками, а второй команде «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ» вручаются карандаши.