Литературное чтение в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Конспект урока по литературному чтению

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания о появлении русских народных сказок.
  2. Познакомить учащихся с видами русских народных сказок.
  3. Развивать навыки выразительного чтения
  4. Развивать логическое мышление, внимание, устную речь
  5. Создать условия для яркого, эмоционального восприятия художественного произведения «Собака и петух».
  6. Воспитывать любовь к литературному чтению

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • практический (чтение текста);
  • наглядно-образный (репродукции).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Разминка.
  4. Изучение нового материала.
  5. Викторина по видам сказок.
  6. Работа с учебником.
  7. Подведение итогов.

Оборудование:

  • карточки с пословицей, карточки с выражениями интонации;
  • книги с русскими народными сказками (выставка);
  • таблицы с видами русских народных сказок;
  • карточки с характеристикой героев сказки (добро, зло).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

Учитель: Сегодня на уроке чтения мы с вами поговорим о русских народных сказках.

- А кто-нибудь знает почему они русские народные?

Ученики: У этих сказок нет автора.

Учитель: Тогда кто их сочинял?

Ученики: Народ.

Учитель: Ребята, раньше люди не умели писать, как же сказки дошли до нас?

Ученики: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколения.

3. Разминка.

Учитель: Теперь проведем небольшую разминку.

- На доске у меня скороговорка.

- Прочитаем ее хором.

- Теперь быстрее.

- Еще быстрее.

Ученики произносят по одному быстро, кто хочет.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску (на доске разбросаны слова).

- Ваша задача составить из них пословицу.

Ученики: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: А теперь прочитайте ее с сожалением!

- А теперь прочитайте ее грустно?!

- А теперь прочитайте ее весело!!!

- А теперь вопросительно?

- А теперь восклицательно! Молодцы!

4. Изучение нового материала

Учитель: Открываем учебники на стр.54,перед вами русская народная сказка «Петух и собака».

- Итак, ребята русские народные сказки бывают трех видов (показываю на доске).

- Это:

  1. Волшебные сказки.
  2. Бытовые сказки.
  3. Сказки о животных.

Волшебные сказки это мир волшебной сказки – мир особый, удивительный, в них присутствуют необычные герои, и6о есть герой как-будто из реальной жизни, но и они обладают особой фантазией. Эти сказки можно назвать народным кодексом нравственности, т.к. они о нравственности, о справедливости. Они учат любить и жалеть.

- Герои этих сказок:

  1. Необычные герои (такие как Змей Горыныч, баба Яга).
  2. Герои (люди, животные).
  3. Волшебные предметы (шапка-невидимка, ковер-самолет).

Бытовые сказки. В этих сказках нет волшебства, в них рассматриваются отношения (бытовые и социальные между людьми). Так же в этих сказках действия развиваются быстро. В основном у этих сказок неожиданный конец.

- Герои: барин, купец, поп, глупец, мужик, 2 солдата и т.п.

Сказки о животных. Самый древний вид сказок, животные действуют, как люди. В этих сказках нет волшебства, сюжет очень простой, часто встречаются повторения.

- Герои: лиса, медведь, волк, петух, заяц, лягушка, собака.

Учитель: У многих сказок есть зачин и концовка.

- Что значит зачин?

Ученики: Это начало сказки.

Учитель: Правильно, я сейчас вам зачитаю зачин некоторых сказок.

- А что такое концовка?

Ученики: Это конец сказки.

5. Викторина по видам сказок.

Учитель: Сейчас я вам буду зачитывать кусочки из сказок, а вы должны догадаться, что это за сказка и к какому виду она относится.

1. Вышел дедка в огород
Видит чудо там растет
Кругло, а не мячик
Желто, а не солнце
С хвостиком, а не мышь
И никак не вытащишь
Кто помог ему в беде?

- Определите вид сказки!?

Ученики: Русская народная сказка «Репка».

2. При честном при всем народе
Едет печка по дороге
Кто на печке той сидит.
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке:
«Печка едет, как салазки?»

Ученики: «По щучьему веленью…», русская народная сказка.

3. Подружились медведь с мужиком и вздумали они репу сеять. Мужик сказал: «Мне корешок, а тебе Мишка вершок». Что это за сказка?

Ученики: «Мужик и медведь», русская народная сказка.

4. Решили бабка с дедкой,
Испечь что-нибудь.
Испекли, а он взял и ушел.
Кто это?

Ученики: «Колобок», русская народная сказка.

Учитель: Хорошо! Молодцы!

6. Работа с учебником.

Учитель: Перед вами открыты учебники, прочитайте название этого произведения!

Ученики: Петух и Собака.

Учитель: Как вы думаете почему так называется сказка?

Ученики: Т.к. она про собаку и петуха.

Учитель: Можно ли сразу определить вид этойсказки?

Ученики: Да, это сказка о животных!

Учитель: Сейчас мы с вами прочитаем эту сказку по цепочке (с предметом в руках, его передают следующему читающему).

Ученики читают.

Учитель: Докажите, что это сказка!?

- Какие действующие лица в этой сказке?

- Зачем петух прибежал к собаке?

- К какому выводу они пришли?

- Найдите слова, которые собака говорит петуху!?

- Куда ушли петух и собака?

- Где они стали почивать?

- Что произошло утром?

- Чем закончилась сказка?

Учитель: Кто главные герои в сказке?

Ученики: Петух и собака.

Учитель: Давайте охарактеризуем петуха. Какой он?

- Давайте охарактеризуем собаку. Какая она?

- А теперь прочитаем по ролям эту сказку.

Ученики читают.

Учитель: Найдите в сказке зачин и концовку. Зачитайте!

- Посмотрите у меня на доске записаны 2 слова : добро и зло

- Ваша задача соотнести героев сказки с этими словами.

- Итак, еще раз перечисляем всех героев!?

Ученики: Бабушка, дедушка, петух, собака, лиса.

Учитель: Каких героев отнесем к добру?

Ученики: Собака, петух.

Учитель: Каких героев отнесем к злу?

Ученики:  Бабушка, дедушка, лиса.

Ученики записывают в тетрадь эту схему.

7. Подведение итогов

Учитель: В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.

- Чему учит эта сказка?

Ученики: Выручать товарища из беды.