Облака и осадки. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Презентация урока "Облака и осадки" проводится в 6-м классе при изучении темы "Атмосфера" и способствует более осознанному восприятию процессов, происходящих в атмосфере. Цели урока: формирование представления о причинах образования облаков и осадков; ознакомление с видами облаков: В ходе урока используется мультимедийное оборудование, значительно усиливающее обучающий эффект.

Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.

1. Предмет: география

2. Класс: 6

3. Тема урока: Облака и осадки

4. Место урока в теме: изучение нового материала

Облака и осадки

Цели урока:

Обучающие: сформировать представление о видах облаков, осадков.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к географии, воспитания культуры общения со сверстниками.

Приемы ТРКМЧП: кластер, концептуальная таблица.

Оборудование урока: иллюстрации облаков и осадков, осадкомер, пуховое перышко.

Дополнительная подготовка: два сообщения учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

  • Белая вата поплыла куда-то. (Облака)
  • Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь)
  • На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град)
  • Белые мухи на поле сели. (Снег)
  • Как называется тема сегодняшнего урока? (Облака и осадки)

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

В дневниках запишите домашнее задание: нарисовать пейзаж в тетради с одним из видов облачности: безоблачно, незначительно, средняя, с просветами, сплошная (работа по вариантам). Домашнее задание я стараюсь давать в начале урока, так как в конце урока недисциплинированные учащиеся ленятся и могут не записать.

2. Стадия вызова

Прием "Кластер"

Описание приёма:

Понятие "кластер" переводится как "гроздь, пучок". Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют "наглядным мозговым штурмом".

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Учитель: А теперь составим кластер по теме урока (кластер на доске):

Учащиеся пытаются заполнить кластер (возможно неполное заполнение, дополнение на стадии осмысления).

3. Стадия осмысления

Учитель: Почему образуется туман? (Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации пара вблизи поверхности земли.)

Что такое облако? Посмотрите на облако. (Ученики смотрят на небо. Если облаков нет, приготовить иллюстрации.) Какие мысли у вас возникают? (А если поднять туман выше?)

Что тогда произойдет? (Образуется облако.)

Запишите свои версии определений термина "облака". (Облако-туман, поднявшийся на определенную высоту).

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. В тетради заполните верхнюю часть кластера с помощью учебника. Правильно ли мы заполнили кластер в начале урока? (Исправление ошибок).

Прием "Концептуальная таблица"

Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Учитель: Нам нужно составить таблицу с описанием облаков. Давайте выделим линии сравнения. (Учащиеся предлагают свои варианты)

Пользуясь учебником заполните таблицу в тетради. (Таблица на доске. С обратной стороны доски находится заполненная таблица)

Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года Причина образования
Кучевые        
Слоистые        
Перистые        

Проверка. Учитель показывает заполненную таблицу. Учащиеся выполняют самопроверку.

Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года Причина образования
Кучевые Белые "кучи ваты" 2-10 км С весны по осень При подъеме теплого воздуха
Слоистые Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность Менее 2 км В течение всего года При контакте теплого и холодного воздуха
Перистые Похожи на белые волокна или перья 10-12 км В течение всего года В верхних частях тропосферы при контакте теплого и холодного воздуха

Учитель: Поднимите руки, кто правильно заполнил таблицу. Молодцы! Какая колонка показалась вам самой трудной для заполнения? Почему?

Учащиеся отвечают.

СООБЩЕНИЕ №1 (ученик): Почему не из всех облаков выпадают осадки? (Учащиеся затрудняются. Ученик берет пуховое перышко.) Представьте, что перышко - это капля дождя. (Ученик бросает перышко и снизу дует на него.) Какой возникает ответ? (Восходящие потоки воздуха поднимают каплю вверх.) А в каком случае капля - перо упадет на земную поверхность? (Перышко упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.)

Капельки воды в облаке находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? (Учащиеся затрудняются)

  • Диаметр капли < 0,01 мм - облачная капля;
  • Диаметр капли от 0,5 до 5 мм - дождевая капля.

Учитель: Итак, что мы еще должны сегодня узнать? (Виды осадков) Перечислите их. В тетради заполните нижнюю часть кластера с помощью учебника. Давайте исправим ошибки в нашем кластере? (Исправление ошибок в кластере на доске).

Учитель: Какие из осадков вы не назвали в начале урока? Какие ошибки вы допустили при заполнении кластера?

СООБЩЕНИЕ №2 (ученик): Количество осадков измеряется с помощью осадкомеров. (Рисунок в учебнике) Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 ч утра и в 19 ч вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавших за все месяцы этого года.

Таблица на доске(если позволяет время, учащиеся переносят таблицу в тетрадь).

Учитель: На какие виды по сезонам года можно разделить осадки? (Осадки теплого и холодного времени года) На какие виды по высоте образования можно разделить осадки? (В верхних и средних слоях тропосферы; близко к земной поверхности или на земле)

4. Стадия рефлексии

Учитель: Тема сегодняшнего урока? Назовите виды облаков и виды осадков. С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

(Выставление оценок.)

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось :
  • Меня удивило :
  • Мне понравилось :
  • Я хотел бы узнать о :

Учитель: На следующих уроках мы будем говорить о погоде и климате, о том, как погода влияет на природу. Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Презентация.

Информационные ресурсы

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2007.
  3. Козак О.Н. Загадки и скороговорки. - СПб.: СОЮЗ, 1997.