Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • Закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональности величин;
  • Сформировать первоначальные умения решать задачи с помощью пропорции;
  • Развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний:

Учитель предлагает классу вопросы:

- Какие две величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры.

- Какие две величины называются обратно пропорциональными? Приведите примеры.

- Определите зависимость в задаче: За два часа поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?

2. Учитель: Сформулируйте основное свойство пропорции. Что оно позволяет нам находить?

(Ответ: По трём известным членам пропорции находить неизвестный четвёртый член)

3. Учитель: Поиграем с вами в “Лото”, будем работать парами. На столах у вас по пять карточек с пропорциями и пять карточек с ответами, на обратной стороне которых записана буква. Надо найти неизвестный член пропорции, выбрать карточку с нужным ответом и положить её обратной стороной на карточку с заданием. У вас должно получится слово.

Примеры карточек даны в таблице.

Карточка №1 с   пропорцией Карточка №2 с ответом Обратная сторона карточки №2 Карточка №1 с пропорцией Карточка №2 с ответом Обратная сторона карточки №2
= х = 0,8 У = у = 0,2 У
8 : у = 20 : 5 у = 2 Д х : 3 = 8 : 6 х = 4 С
= у= 52 А = х = 36 П
х : 2,45 = 4 : 2 х = 4,9 Ч х : 3 = 7 : 2,1 х = 10 Е
= х = 8,4 А 0,7 : 4,2 = 21 : х х = 126 Х

Итак, мы с вами повторили пропорциональные величины, основное свойство пропорции, находили неизвестный член пропорции и получили слова: “удача”, “успех”. Так пусть на протяжении всего урока сопутствует вам - успех и удача.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, вы знаете , что расстояние от г. Иркутска до нашего с. Нукуты составляет 350 км. Чтобы проехать это расстояние маршрутное такси расходует 60 л дизельного топлива. Расстояние от с. Нукуты до станции Залари 30 км. Сколько дизельного топлива потребуется маршрутному такси для прохождения этого расстояния?

Учитель: Как можно решить эту задачу?

Ответ учащихся: Задачу можно решить по действиям.

Решение задачи по действиям на доске записывает один из учащихся.

360 : 30 = 12 (раз) – во столько раз уменьшилось расстояние.

60 : 12 = 5 (л) – потребуется топлива на расстояние от станции Залари до с. Нукуты.

Ответ: 5 литров.

Учитель: Какие величины встретились в задаче? Учащиеся – Расход топлива и расстояние.

Учитель: Какая между ними существует зависимость? Учащиеся – Прямо пропорциональная зависимость.

Учитель: А нельзя ли решить эту задачу иначе? Учащиеся – Так как величины, встретившиеся в задаче, прямо пропорциональные, то эту задачу можно решить с помощью пропорции.

Учитель: Сегодня мы на уроке будем учиться решать задачи с помощью составления пропорции.

Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Решение задач на прямую и обратную пропорциональность с помощью пропорции” и вместе с учителем записывают решение рассмотренной задачи с помощью пропорции.

Учитель: Для нового способа решения потребуется краткая запись условия задачи.

Краткая запись.

Учитель: Условимся обозначать прямо пропорциональную зависимость одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональную зависимость – противоположно направленными стрелками. Это нам поможет правильно составить пропорцию. Итак, какая пропорция получится в нашей задаче? Учащиеся составляют пропорцию = , находят неизвестный крайний член х = = 5(л)

Ответ: 5 литров.

Учитель: Решим на доске задачу №785 (Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?) – к доске вызывается один из учащихся, который рассуждает вслух, а остальные работают в тетрадях.

Решение:

Краткая запись.

Зависимость между количеством машин и временем работы обратно пропорциональна, поэтому стрелочки направляем в противоположные стороны, составляем пропорцию: 7 : 5 = 210 : х, находим неизвестный крайний член, для этого произведение средних членов делим на известный крайний член. Пишем: х = = 150 (мин).

Ответ: 150 минут.

III. Закрепление. Решить комментировано задачи №784 и № 786.

№ 784

Краткая запись.

Ответ: 1,7 кг масла.

№ 786

Ответ: 40 машин.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по готовым решениям, записанными на доске.

Вариант 1 Вариант 2
1. Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью

60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч?

2. На изготовление 8 деталей требуется 1,2 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?

1. Из 18 т железной руды выплавляют 10 т железа. Сколько тонн железа можно выплавить из 36 т руды?

2.Трое учеников пропололи грядку за 4 ч

За сколько часов выполнят эту же работу два ученика? (условимся считать, все ученики трудятся с одинаковой производительностью)

V. Самопроверка по готовому решению, записанному на доске.

VI. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какой алгоритм решения таких задач можно составить?

- Всегда ли зависимость бывает только двух видов – прямой или обратной пропорциональной? (привести примеры)

VII. Домашнее задание:

  • п.22 (повторить определения);
  • решить задачи № 811, 812, составить и решить задачу: 1 вариант - на прямую пропорциональность; 2 вариант – на обратную пропорциональность.

VIII. Объявление оценок.