Учебник в практической деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Обращение к истории создания и использования учебника убедила нас в том, что учебник – основа учебного процесса. Хорошо организованная, систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения и теоретического и практического. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала, то есть реализовать свои дидактические функции.

Учебник должен выполнять следующие дидактические функции:

Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

Информационную, позволяющую ученикам расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

Контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

От качества учебника во многом зависит качество знаний, умений и навыков учащихся – их осознанность, прочность, действенность, развитие познавательных сил и способностей учеников, в частности, развитие самостоятельного творческого мышления, формирование у школьников определенных привычек и умений.

Для того чтобы учебник содействовал выполнению основных функций обучения - образовательной, воспитательной и развивающей, он должен отвечать определенным дидактическим требованиям. Прежде всего, необходимо соответствие учебника программе, а значит и тем требованиям, которые к ней предъявляются. Иначе он не может быть действенным средством в работе учителя и учащихся.

Учебник по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов – восприятия, мышления и памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Учебник должен помогать учащимся овладеть учебным материалом по предмету. Поэтому наличие четко сформулированных выводов, обобщений, правил – непременная отличительная особенность учебника.

Учебник не только помогает овладеть основами научных знаний, но и способствует развитию творческого самостоятельного мышления учащихся, вооружению их умениями самостоятельно учиться. Для реализации данного требования очень важно, чтобы в учебниках были размещены соответствующие задания, задачи и вопросы, а также другой материал, над которым учащиеся работали бы по указанию учителя в классе или дома.

Вооружению учащихся умением самостоятельно работать с учебником, а также развитию творческого самостоятельного мышления содействуют задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, оценки прочитанного; задания исследовательского характера, побуждающие учащихся к поискам и догадкам, к наблюдениям; проблемные вопросы; задачи, требующие применения приобретенных знаний, умений и навыков не только в новой, учебной, но и в жизненной ситуации. Необходимо, чтобы подобных вопросов-заданий было больше, в создаваемых учебниках нужны инструкции к выполнению самостоятельных и других работ. Целесообразно в упражнения включать элементы самоконтроля. Для того чтобы все учащиеся могли самостоятельно выполнять задания по учебнику, в него включать дополнительный материал разной степени трудности; к некоторым заданиям в учебнике даются дополнительные указания, разъяснения.

Учебник должен быть написан живым, доступным для учащихся языком тем самым возбуждать у них любознательность, интерес к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Для каждой ступени обучения создаются свои учебники и учебные книги.

В дополнение к учебникам по отдельным учебным предметам создаются различные учебные пособия: сборники задач и упражнений, хрестоматии и книги для чтения, справочники и словари и т. п. Все эти пособия предназначены для самостоятельной работы учащихся, они очень важны для развития активности и самостоятельности учащихся, для вооружения их умением самостоятельно работать с книгой.

Работа по созданию школьных учебников сложна и многогранна. Необходимы всесторонние теоретические исследования по вопросам содержания, построения и оформления учебников и учебных книг. В нашей стране над разрешением этой сложной задачи плодотворно работает большая группа ученых.