Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать лучшим химиком?" 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель игры: проконтролировать знания учащихся по теме "Металлы"; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии.

Оборудование: на доске написан вертикальный ряд цифр от 100 до 1000000 руб., соответствующих стоимости вопроса; два экземпляра вопросов (один у ведущего, а другой получает игрок) ; символы игры: "Пятьдесят на пятьдесят"; "Звонок другу", "Помощь зала".

Правила игры: Игра построена в стиле телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?" В игре 15 вопросов. У игрока в запасе – 3 подсказки: помощь друга, пятьдесят на пятьдесят и помощь зала.

Ход игры

Первый тур "Отбор команд"

Отбор участников в играющих классах проводится предварительно. Оптимальный вариант проведения игры – между тремя классами. Задаются вопросы по теме "Металлы" – всего 25 вопросов. Каждый вопрос оценивается 10 баллами. От каждого класса формируется команда из шести учеников, набравших наибольшее количество баллов.

Вопросы по теме "Металлы"

  1. Алхимики утверждали:
    "Семь металлов создал свет
    По числу семи планет. . . "
    Назовите эту "великолепную семёрку". (Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.)

  2. Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему? (Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т. е. "небесного происхождения, обрабатывали его так же, как и медь.)

  3. В каких географических названиях встречается медь? (Медногорск (город на южном урале) , остров Медный (один из Командорских островов) , Кипр (его название от латинского названия меди "купрум") .

  4. Если бы существовал приз "за активность", то атомам какого из металлов вы бы его присудили? (Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.)

  5. Валентность натрия в соединениях. (Одновалентен)

  6. Металл, который плавится в руке. (Цезий)

  7. Бытовое название хлорида натрия. (Поваренная соль)

  8. Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)

  9. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (Негашеная известь)

  10. Какое молоко не пьют? (Известковое)

  11. Самый тяжёлый металл. (Осмий)

  12. Самый лёгкий металл. (Литий)

  13. Техническое название карбоната натрия. (Сода)

  14. Сплав меди и цинка. (Латунь)

  15. Этот кристаллогидрат необходим и в строительстве и в медицине. (Гипс)

  16. Они – "близнецы-братья", но один обладает мягким характером, а в остальном – сплошная серость. Другой имеет незапятнанно – белую "репутацию". Кто они? (Серый и белый чугун)

  17. Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превращалось в медь? (Нет, произошла химическая реакция:

  18. Процесс отдачи электронов атомам. (Окисление)

  19. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

  20. Свойство металлов, которое лежит в основе их деления на лёгкие и тяжёлые. (Плотность)

  21. Металл, который в средние века алхимики изображали в виде воина. (Железо)

  22. Наука о способах получения и переработки металлов. (Металлургия)

  23. Минерал, образующийся из остатков раковин древних животных. (Мел)

  24. Самый активный восстановитель. (Франций)

  25. Жидкость, которую используют для хранения натрия и калия. (Керосин)

Второй тур "Отбор игроков"

Отбор среди игроков всех команд проводится письменно. Последующая проверка выявляет пять победителей для отборочного этапа – участников третьего тура.

Примерные вопросы

  1. Металлические свойства элементов главных подгрупп с ростом порядкового номера:
    а) в начале усиливаются; затем ослабевают;
    б) не изменяются;
    в) усиливаются;
    г) ослабевают.

  2. На воздухе щелочные металлы быстро окисляются, поэтому их хранят:
    а) под слоем вазелинового масла;
    б) под слоем растительного масла;
    в) под слоем этилового спирта;
    г) в атмосфере аргона.

  3. Для щелочных металлов характерные
    1) высокая плотность;
    2) пластичность;
    3) металический блеск;
    4) электропроводность;
    5) жёлто-красный цвет;
    6) все они легко режутся ножом.
    Какие из перечисленных свойств соответствует действительности?
    а) 2, 4, 5;
    б) 3, 4, 5, 6;
    в) 1, 3, 4, 5;
    г) 2, 3, 4, 6.

  4. Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвет:
    а) розовый и малиновый;
    б) фиолетовый и голубой;
    в) жёлтый и фиолетовый;
    г) жёлтый и синий.

  5. Щелочные и щёлочно-земельные металлы активно реагируют с :
    1) водой;
    2) галогенами;
    3) оксидом кремния;
    4) кислотами;
    5) спиртами;
    6) растворёнными в воде солями;
    7) легко режутся ножом;
    8) в чистом виде имеют голубую окраску.
    Какие свойства указаны ошибочно?
    а) 2, 4, 6, 7, 8;
    б) 3, 6, 7, 8;
    в) 1, 2, 4, 8;
    г) 2, 5, 6.

  6. Найдите соответствие между химическими и техническими названиями соединений кальция:

    1) негашёная известь; а) гидроксид кальция;
    2) гашёная известь; б) нитрат кальция;
    3) кальциевая селитра; в) гидрат сульфата кальция;
    4) алебастр. г) оксид кальция.
  7. Щелочные и щёлочно-земельные металлы взаимодействуют с:
    a) Cl2, Ar, CuSО4, NaOH;
    б) H24, CuCl2, CCl4, Br2;
    в) галогенами, водой, водородом, кислотами, кислородом;
    г) щелочами, солями, оксидами, металлами.

  8. Гидриды щелочных и щёлочно-земельных металлов взаимодействуют с водой с образованием:
    а) соли и воды;
    б) щёлочи и водорода;
    в) щёлочи и кислорода;
    г) соли.

  9. Щелочные и щёлочно-земельные металлы в свободном виде в природе не встречаются, потому что:
    а) их в природе крайне мало;
    б) эти металлы химически активны;
    в) эти вещества особенно гигроскопичны;
    г) эти металлы получают электролизом.

  10. Первое место среди металлов по распространённости в природе принадлежит:
    а) железо;
    б) алюминий;
    в) кремний;
    г) кальций.

  11. В промышленности алюминий получают:
    а) в доменных печах;
    б) методами гидрометаллургии;
    в) пирометаллургическими методами;
    г) электролизом расплавов бокситов.

  12. Алюминий при определённых условиях реагирует с:
    1) галогенами;
    2) водородом;
    3) водой;
    4) серой;
    5) азотом;
    6) углем;
    7) кислотами;
    8) растворами щелочей;
    9) оксидом железа;
    10) песком.
    Какие из перечисленных реакций невозможны?
    а) все реакции возможны;
    б) 2, 3, 10;
    в) 2, 8, 10;
    г) 10.

  13. Первый ученик сказал, что корунд синего цвета, второй – красного цвета. Кто из них прав?
    а) второй прав, первый не прав;
    б) первый прав, второй не прав;
    в) оба правы;
    г) оба не правы.

  14. Железо при определённых условиях реагирует с:
    1) водой;
    2) водородом;
    3) кислородом;
    4) галогенами;
    5) цинком;
    6) кислотами;
    7) солями.
    Какие из перечисленных реакций возможны?
    а) 2, 3, 4, 5, 6, 7;
    б) 3, 4, 5, 6, 7;
    в) 2, 3, 4, 6, 7;
    г) 1, 3, 4, 6, 7.

  15. Железо нельзя получить:
    а) восстановлением из оксидов;
    б) восстановлением из амальгамы;
    в) алюминотермией;
    г) электролизом.

Ответы: 1 – в; 2 – а, 3 – г; 4 – в; 5 – 6; 6 – (1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – в); 7 – в; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – г; 12 – а; 13 – в; 14 – г; 15 – б.

Третий тур "Игра"

Победители второго тура отвечают на вопросы, достоинством от 100 до 1000000 очков. Если оди игрок даёт неверный ответ, в игру вступает другой игрок. Жюри ведут подсчёт правильных ответов.

Несгораемые суммы: 1000 и 32000. Набравшие 32000 баллов получают оценки "5" по теме "Металлы". Набравший максимальное число баллов – 1млн. – объявляется лучшим химиком первой четверти и получает оценку "5" за первую четверть.

В случае затруднений предусмотрены три подсказки:

  • "50 на 50" – убрать 2 неверных ответа;
  • "Помощь друга" – помощь игрока из своей команды;
  • "Помощь зала" – все учащиеся голосуют за варианты ответа поднятием рук.

Ниже приведены вопросы, соответствующие различным очкам.

100 очков.

  1. Какой металл находится в жидком агрегатном состоянии?
    а) Медь; б) свинец; в) ртуть; г) серебро.

  2. Какой металл входит в состав гемоглобина?
    а) Магний; б) железо; в) медь; г) калий.

  3. Какой металл входит в состав хлорофилла?
    а) Литий; б) медь; в) магний; г) кальций.

  4. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?
    а) Серебро; б) свинец; в) олово; г) цинк.

  5. Какой металл может "болеть чумой"?
    а) Алюминий; б) свинец; в) серебро; г) олово.

200 очков.

  1. В какой цвет окрашивают пламя ионы натрия?
    а) Жёлтый; б) синий; в) красный; зелёный.

  2. В какой цвет окрашивают пламя ионы калия?
    а) Синий; б) жёлтый; в) фиолетовый; г) красный.

  3. З. В какой цвет окрашивают пламя ионы лития?
    а) Фиолетовый; б) малиновый; в) синий; жёлтый.

  4. В какой цвет окрашивают пламя ионы кальция?
    а) 3елёный; б) жёлтый; в) синий; г) красный.

  5. В какой цвет окрашивают пламя ионы бария?
    а) Красный; б) малиновый; в) жёлтый; зелёный.

300 очков.

  1. Электронное строение атома натрия:
    a) 1s22s23p63s23p64s2;
    б) 1s22s22p63s1;
    в) 1s22s22p3;
    г) 1s22s22p63s23p1.

  2. Электронное строение атома кальция:
    а) 1s22s22p63s23p64s2;
    б) 1s22s22p63s1;
    в) 1s22s22p3;
    г) 1s22s22p63s23p1.

  3. Электронное строения атома алюминия:
    а) 1s22s22p63s23p64s2;
    б) 1s22s22p63s1;
    в) 1s22s22p3;
    г) 1s22s22p63s23p1.

  4. Электронное строение атома калия:
    а) 1s22s22p63s23p64s2;
    б) 1s22s22p63s1;
    в) 1s22s22p63s23p64s1.   
    г) 1s22s22p63s23p1.

  5. Электронное строение атома железа:
    а) 1s22s22p63s23p63d64s2;
    б) 1s22s22p63s23p64s2;
    в) 1s22s22p63s23p64s1.
    г) 1s22s22p63s23p1.

500 очков

  1. Тип кристаллической решётки алюминия:
    а) молекулярная;
    б) ионная;
    в) атомная;
    г) металлическая.

  2. Тип кристаллической решётки натрия:
    а) молекулярная;
    б) ионная;
    в) атомная;
    г) металлическая.

  3. Какой из перечисленных элементов проявляет наиболее ярко выраженные металические свойства:
    а) натрий;
    б) литий;
    в) магний;
    г) алюминий.

  4. Какой из перечисленных элементов проявляет наименее ярко выраженные металические свойства:
    а) кальций;
    б) литий;
    в) алюминий;
    г) калий.

  5. Распределение электронов по слоям в ионе магния:
    а) 2е, 8е;
    б) 2е, 8е, 2е;
    в) 2е, 8е, 8е, 4е;
    г) 2е, 8е, 4е.

1000 очков

  1. "Гашёная известь" – так называют гидроксид:
    а) меди; б) цинка; в) кальция; г) калия.

  2. "Негашеная известь" – так называют оксид:
    а) калия; б) магния; в) бария; г) кальция.

  3. "Известковое молоко"- так называют гидроксид:
    а) калия; б) кальция; в) алюминия; г) магния.

  4. "Жжёная магнезия"- так называют оксид:
    а) бария; б) магния; в) кальция; г) алюминия.

  5. "Известковая вода"- так называют раствор гидроксида:
    а) кальция; б) калия; в) натрия; г) лития.

2000 очков

  1. Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы:
    а) алюминий; б) калий; в) кальций; г) натрий.

  2. Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает: "Известь":
    а) барий; б) кальций; в) магний; г) калий.

  3. На некоторых древних языках этот металл именуется "небесным камнем":
    а) медь; б) магний; в) железо; г) серебро.

  4. Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся ещё в третьем тысячелетии до нашей эры:
    а) цинк; б) свинец; в) серебро; г) олово.

  5. Некоторые учёные полагают, что название этого металла произошло от санскритского "джальда". Он занимает по распространённости второе место после алюминия, но в самородном виде встречается редко:
    а) магний; б) железо; в) серебро; г) медь.

4000 очков

  1. Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 3е:
    a) RO2; б) RO; в) R2O5; г) R2O3.

  2. Выберите формулу амфотерного оксида:
    а) СаО; б) Аl2O3; в) МgО; г) К2O.

  3. Какова формула высшего оксида элемента имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 2е:
    a) RО2; б) RO; в) R2О5; г) RО3.

  4. Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 1е:
    a) RО2; б) RO; в) RО3; г) R2О.

  5. Корунд – это вещество, формула которого:
    а) СаО; б) СаСO3; в) Аl2O3; г) FeS2.

8000 очков

  1. При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются:
    а) гидриды и кислород;
    б) щёлочи и водород;
    в) пероксиды и водород;
    г) оксиды и вода.

  2. При пропускании углекислого газа через водный раствор гашёной извести образуется:
    а) гидроксид кальция;
    б) угольная кислота;
    в) осадок карбоната кальция;
    г) осадок оксида кальция.

  3. Какую пару веществ можно взять для получения гидроксида алюминия при обычных условиях:
    а) алюминий и вода;
    б) оксид алюминия и вода;
    в) хлорид алюминия и гидроксид калия;
    г) оксид алюминия и гидроксид натрия.

  4. С каким веществом железо не реагирует:
    а) сера;
    б) кислород;
    в) нитрат ртути(II) ;
    г) хлорид калия.

  5. Между какими веществами реакция невозможна:
    а) железо и нитрат цинка;
    б) железо и нитрат меди (II) ;
    в) железо и нитрат ртути (II) ;
    г) железо и нитрат свинца (II) .

16000 очков

  1. Катион железа (III) можно обнаружить раствором:
    а) щёлочи;
    б) нашатыря;
    в) серной кислоты;
    г) медного купороса.

  2. Гидроксид железа (III) имеет цвет:
    а) зелёный;
    б) коричневый;
    в) синий;
    г) белый.

  3. Катион железа (II) можно распознать раствором:
    а) кислоты;
    б) щёлочи;
    в) медного купороса;
    г) нашатыря.

  4. Гидроксид железа (II) имеет цвет:
    а) белый;
    б) синий;
    в) зелёный;
    г) коричневый.

  5. При взаимодействии роданида калия с хлоридом железа (III) , раствор приобретает цвет:
    а) кроваво-красный;
    б) тёмно-синий;
    в) жёлто-зелёный.
    г) кирпично-красный.

32000 очков

Определите формулу вещества X в схемах превращений:

  1. FeO+H2 —> X+HCl —> FeCl2.
    a) Fe2O3; б) Fe; в) FeCl2; г) Fe(OH)2.

  2. ZnS+О2 —> A+KOH —> X.
    a) SО2; б) SО3; b) H23; г) H24.

  3. Аl2О3+НСl —> А+КОН —> Х
    а) Аl; б) Аl2О3; в) АlСl3; г) Аl(ОН)3.

  4. Ca+H2 —> A+H2O —> X.
    a) Ca(OH)2; б) CaO; в) СаСО3; г) Са(НСО3)2.

  5. FeCl2+NaOH —> A+О2+H2O —> X.
    a) Fe(OH)2; б) Fe2О3; в) Fe (OH)3; г) FeO.

64000 очков

  1. Купоросы этих двух металлов широко применяются в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями:
    А) медь и железо;
    Б) медь и кальций;
    В) алюминий и натрий;
    Г) магний и железо.
  2. Он примечателен как всесторонне «нечётный» металл: атомный номер 19, атомная масса 39, во внешнем электронном слое один электрон.
    Что это за металл?
    А) натрий;
    Б) калий;
    В) рубидий;
    Г) литий.

  3. З. Ионы какого металла придают морской воде горький вкус:
    А) ионы магния;
    Б) ионы кальция;
    В) ионы бария;
    Г) ионы железа.

  4. Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древних времён. В чистом виде, впервые был получен в 12 веке.
    А) олово;
    Б) серебро;
    В) цинк;
    Г) свинец.

  5. Каким металлом можно покрыть изделие из железа с целью защиты его от коррозии:
    А) натрием, как самым активным металлом;
    Б) кальцием, который хорошо реагирует с водой и кислородом;
    В) серебром, как одним из самых неактивных металлов;
    Г) цинком, который способен образовывать защитную плёнку на поверхности.

125000 очков

  1. Какое свойство алюминия позволяет использовать его как покрытие стальных изделий?
    А) теплопроводность;
    Б) твёрдость;
    В) коррозионная стойкость;
    Г) ковкость.

  2. Какие металлы, кроме алюминия, используют в металлотермии при восстановлении металлов из их соединений?
    А) кальций и магний;
    Б) кальций и барий;
    В) кальций и натрий;
    Г) кальций и железо.

  3. Алюмотермией не получают металлический:
    А) цинк;
    Б) медь;
    В) хром;
    Г) калий.
  4. Рафинирование меди или никеля электролизом относится к способу получения металла:
    А) металлотермией;
    Б) электрометаллургией;
    В) алюмотермией;
    Г) водородотермией.

  5. Какой металл нельзя получить в чистом виде из его оксида восстановлением водородом:
    А) вольфрам;
    Б) железо;
    В) кальций;
    Г) медь.

250000 очков

  1. Гуси спасли Рим, а какой металл, по мнению токсикологов, погубил Рим?
    А) олово;
    Б) золото;
    В) свинец;
    Г) серебро.

  2. Руда, наиболее богатая железом:
    А) магнетит Fe3O4;
    Б) гематит Fe2O3,
    В) лимонит Fe2O3*H2O;
    Г) пирит FeS2.

  3. Какую ёмкость нельзя брать для приготовления и хранения раствора медного купороса:
    А) эмалированный таз;
    Б) железное ведро;
    В) стеклянную бутыль;
    Г) бочонок из древесины.

  4. Какой из металлов электронные формулы строения атомов которых приведены, более других подвержен коррозии:
    A) ls22s22p63s1;
    B) ls22s22p63s23p64s23d6;
    B) ls22s22p63s23p64s23d10;
    Г) ls22s22p63s23p1.

  5. Для производства алюминия в промышленности используют восстановитель:
    А) углерод;
    Б) оксид углерода (II);
    В) электрический ток;
    Г) водород.

500000 очков 

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?
    А) олово;
    Б) серебро;
    В) медь;
    Г) алюминий.

  2. Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?
    А) из алюминия;
    Б) из олова;
    В) из цинка;
    Г) из свинца.

  3. Д. И. Менделееву подарили весы, одна чашка которых была из алюминия. Из какого металла была другая чашка?
    А) из серебра;
    Б) из цинка;
    В) из золота;
    Г) из олова.

  4. В 1854 году стоимость одного кг этого металла составляла 1200 рублей, т. е. в 270 раз дороже серебра, а в 1899 году – 1 рубль. Что это за металл?
    А) золото;
    Б) цинк;
    В) медь;
    Г) алюминий.

  5. Этому русскому учёному подарили набор столовой посуды из драгоценного металла -алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже золота.) Кому торжественно вручили набор?
    А) А.М. Бутлерову;
    Б) А.П. Бородину;
    В) Д.И. Менделееву;
    Г) В.В. Марковникову.

1000000 очков

  1. Какой датский учёный впервые получил алюминий?
    А) Х. Эрстед;
    Б) Г. Дэви;
    В) Р. Бойль;
    Г) Дж. Пристли.

  2. Какой английский учёный впервые получил магний?
    А) Р. Бойль;
    Б) Г. Дэви;
    В) А.Л. Лавуазье;
    Г) Дж. Пристли.

  3. Какой английский учёный впервые получил кальций?
    А) Дж. Дальтон;
    Б) Р. Бойль;
    В) Г. Дэви;
    Г) А.Л. Лавуазье.

  4. Какое английский учёный впервые получил натрий и калий?
    А) А.Л. Лавуазье;
    Б) Дж. Дальтон;
    В) Р. Бойль;
    Г) Г. Дэви.

  5. Какой шведский учёный впервые открыл литий?
    А) И. Арфведсон;
    Б) Г. Дэви;
    В) Й. Берцелиус;
    Г) С. Аррениус.

Ответы:

100. 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – г.

200. 1 – а; 2 – в; 3 – б; 4 – г; 5 – г.

300. 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – в; 5 – а.

500. 1 – г; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

1000. 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – б; 5 – а.

2000. 1 – а; 2 – 6; 3 – в; 4 – г; 5 – 6.

4000. 1 – г; 2 – б; 3 – б; 4 – г; 5 – в.

8000. 1 – 6; 2 – в; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

16000. 1 – а; 2 – 6; 3 – 6; 4 – в; 5 – а.

32000. 1 – б; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – в.

64000. 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – г.

125000. 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – б; 5 – в.

250000. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – в.

500000. 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – г; 5 – в.

1000000. 1 – а; 2 – 6; 3 – в; 4 – г; 5 – а.