Русский язык в 3-м классе. "Приставка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова; формировать представление о приставке как значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.
  • Развивающие: развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать), практические умения ( работать с опорными схемами) , развивать память, внимание, речь учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Оборудование: АРМ, схема-карта на каждого учащегося, разноцветные карточки для учащихся, карточки с заданием.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Моделирование урока. (2-й слайд)

Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.

– Как вы понимаете слово «исследовать»? (самостоятельно узнавать новое.)

– Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

(Учащиеся получают маршрутные листы.)

Отлично(красный) Сомневаюсь(жёлтый) Не получается(синий)

2. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.

II. Актуализация новых знаний.

– Открыли тетради и записали число и классная работа.

1. Минутка чистописание.

– Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.)

ле лё ло лы лу полёты перелетела лётчик лесной летать

На какие две группы можно разделить эти слоги? (слоги с твёрдыми согласными и слоги с мягкими согласными)

– Спишите слоги, вспоминая высоту строчной буквы, это одна треть от высоты строки.

– Прочитайте слова 2-й строки и найдите «лишнее». Почему оно лишнее?

– Что можете сказать о словах второй строчки? (однокоренные)

– Спишите однокоренные слова. Выделите корень.

– Что вы знаете о корне?

Корень слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

Что такое основа слова?

– Из каких частей состоит основа первого слова? (из двух)

– Назовите часть, стоящую перед корнем. Как она называется? (приставка)

– Выделите приставку в словах. Приставки будут в центре нашего внимания сегодня.

– Кто может сформулировать тему урока? (Тема урока – Приставка)

– Оцените свою работу на этом этапе.

2. Постановка проблемы. (3-й слайд)

Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи? (Составить однокоренные слова)

Вывод-проблема.

Прочитайте слова.

– Как от корня – нёс образованы однокоренные слова?

– Сравните смысловое значение этих однокоренных слов. Имеют ли они одно и то же значение или каждое из них имеет своё самостоятельное значение?

– Какова цель урока? (узнать, при помощью каких частей слова образуются новые слова и какая часть основы даёт слову своё самостоятельное значение) (4-й слайд)

Как решить эту проблему? (провести наблюдение- исследование)

Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна, в путь.

3. «Открытие». (5-й слайд)

1) Упр.34 (стр.102)-работа на доске и в тетрадях.

– Прочитайте задание. Запись слов с корнем – ход с приставками за-, у-, по-(1-ый ученик), от-, вос-, под-.(2-ой ученик)

– Отделите в словах основу от окончания. Покажите с помощью схемы, из скольких частей состоит основа каждого слова?

– Исследуйте эти слова.   

  1. Попробуйте объяснить, как от корня -ход образовались слова вход, выход, переход.
  2. Чем по смыслу отличаются эти слова?
  3. Какая часть даёт слову его значение?  - Какой вывод можно сделать?(новые слова образуются при помощи приставки, которая даёт слову его самостоятельное значение)

2) Физкультминутка. (7-й слайд)

На экране появляются слова. Если в слове есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

3) Упр. 35 (работа в группах) (6-й слайд)

– Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы.

Спишите текст.

– Найдите в тексте однокоренные слова. Исследуйте их. (Выделяется корень и приставка. Как образовались однокоренные слова? Чем по смыслу отличаются эти слова? Какая часть даёт слову его значение?

Проверка: (7-й слайд)

Вывод.

– Оцените, как вы поняли основное правило урока.

4. Самостоятельная работа. (8-й слайд)

– Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

I уровень.

  1. Добавьте к данным слогам приставки вы-, за-, пере-, рас-, по-, чтобы получились слова.
    ..ход, ..дарок , ..сада, …нёс, ..везу, ..морозка, ..езд

  2. Выделить окончание, основу, корень и приставку.

II уровень.

– Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал ...пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся, и весь кисель по полу …мазал.

III уровень.

  1. Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.
    Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал ...пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся, и весь кисель по полу …мазал.

  2. Разбери слова по составу: погрузка, принёс.
    Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями, 1 ученик читает вслух, остальные проверяют.

(Озвучить как справились, оценить работу учащихся на уроке)

– Оцените свою работу.

Вывод.

III. Домашнее задание.

(9-й слайд)

Упр. 36, стр. 102

IV. Итог урока.

(10-11-й слайды)

1. Обобщение.

– Какова была цель урока?

– Мы её достигли?

– При помощи какой части слова можно образовывать родственные слова?

Приставка.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Что стоит лишь перед ним.

2. Рефлексия.

– Какое задание больше всего понравилось?

– С каким настроением уходите с урока?

– Оцените свою работу на уроке.

– Спасибо за урок! (12-й слайд)

Дополнительный материал.

Замените приставку в слове так, чтобы значение нового слова стало противоположным по смыслу. Выделите приставки.

Вышел – ….,
прибежал – …,

восход – …,
прибыть – …
,
открыть – …

Презентация.