Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". "Так вот она, Сечь!" 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

1. Образовательная:

  • создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»;
  • показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;
  • учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.

2. Развивающая:

  • создать условия для развития речи учащихся путем пересказа, словесного рисования, монологических высказываний по теме урока, для развития аналитического мышления.

3. Воспитательная:

  • создать условия для воспитания гражданских качеств у учащихся: патриотизма, братства, воинского долга, отношения к законам, преодоления жизненных трудностей.

Оборудование:

  • текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
  • репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Подготовительный этап урока: класс разбит на рабочие группы, каждая группа получила название и соответствующие задания:

  1. «Историки» – рассказать об истории возникновения Запорожской Сечи.
  2. «Лингвисты» – дать толкование лексического значения слов, используя словарь.
  3. «Искусствоведы» – представить картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
  4. «Литераторы» – аналитическая работа с текстом повести.

Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Этап мотивации и целеполагания.

Вступительное слово учителя: Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему.

  • Как вы думаете, о чем будет наш урок? Что нам предстоит узнать на уроке?
  • Какие главные слова в теме урока?
  • А как вы понимаете значение этих слов – нравы, обычаи?

(Ответы учащихся.)

А теперь сравните свои ответы с тем, как определяется значение этих слов в толковом словаре?

(Рассказ группы «лингвистов» о значении предложенных слов.)

Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.

III. Изучение нового материала.

Задание 1. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. Прослушайте сообщение группы «историков» и ответьте на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь?

Казачество на рубеже16 – 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь – своеобразная военная «республика» – запорожское войско.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку: нужно было владеть и саблей, и копьем, чтобы на скаку сразить врага, требовался меткий глаз, чтобы поразить цель, умение схватиться врукопашную или вести осаду, управлять челном.

Задание 2. Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

А в мир репинской картины нас введут «искусствоведы», которые расскажут об исторической основе картины, ее композиции, основных образах:

Пожалуй, ни одна картина Ильи Ефимовича Репина не стала такой популярной уже в условиях царской России, как картина «Запорожцы». У каждого художника есть своя тема, которая проходит через все его творчество. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа. В «Запорожцах» Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник свое полотно. В основе картины – историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлесткий озорной ответ, полный юмора. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо. В центре – кошевой атаман Иван Сирко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей». И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожского коша. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер.

  • Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?
  • Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?

Мы познакомились с историей возникновения Запорожской Сечи, увидели, какими представлял запорожцев И. Репин. А сейчас обратимся к тексту повести Н.В.Гоголя.

IV. Работа с текстом повести.

Задание 1.

  • Вспомните, зачем Тарас Бульба везет своих сыновей в Сечь?
  • Какие сцены и эпизоды позволяют читателю увидеть общую картину Сечи?
  • Составьте план и запишите его в тетради.

Первое место, куда попадает Тарас Бульба и его сыновья, было предместье.

Задание 2. Прочитайте, как описывает предместье Гоголь в главе 2, и обобщите наблюдения над текстом.

  • Кто населял предместье?
  • Какова картина привычной жизни предместья?
  • Значение предместья для Сечи.

Задание 3. Прочитайте отрывок из главы 2 со слов «Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах, посмотрели на них довольно добродушно и не сдвинулись с места…» до слов «Тарас скоро встретил множество знакомых лиц» и ответьте на вопрос:

  • Какой предстает Сечь?
  • Каковы занятия казаков? Докажите текстом.

Итак, «вольные казаки», вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они пренебрежительно стали относиться к хозяйственным заботам, к торговле, предпочитая все необходимое выменивать в предместье на добытые в сражениях трофеи. Целые дни проводятся в пирах и разгуле, если врага нет поблизости.

Задание 4. «Вольные казаки», – говорит Гоголь.

  • Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в это понятие?
  • Что является самым главным в жизни этих людей?

Вывод. Мотив воли как главной жизненной ценности казачества сопровождает все описание Запорожской Сечи.

Задание 5. Проследите по тексту, как при описании Сечи происходит постоянное напоминание о кочевой жизни воинов, отстаивающих свое право быть свободными на своей земле. (Ответы учащихся.)

Таким образом, понятие о свободе превращается в понятие о воле – ничем не ограниченной свободе обязательством, долгом.

Гоголь рисует Сечь во всем ее великолепии. Это строгая военная организация, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки.

Задание 6.

  • Докажите, что Гоголь создает героический образ Сечи.
  • Что объединяет эту вольницу в сильное и организованное войско?

Говоря о Запорожской Сечи, нельзя забывать и о законах, царивших здесь.

Задание 7.

  • Какие были законы в Запорожской Сечи?
  • Докажите текстом, что законы в Сечи отличались жестокостью.
  • Почему были жестоки эти законы?
  • Чем это было продиктовано?

IV. Подведение итогов урока.

Итак, мы показали Запорожскую Сечь, узнали о ее нравах и обычаях.

  • Как вы думаете, с какой целью Гоголь описывает Запорожскую Сечь, эту вольницу, этих свободолюбивых людей, законы, царившие здесь, часто жестокие?
  • Почему, по-вашему, сейчас, в 21 веке, мы вновь возвращаемся к событиям, произошедшим в далеком прошлом?
  • Чему мы можем поучиться у казаков?

V. Домашнее задание.

Написать развернутый ответ на тему «Остап и Андрий в Запорожской Сечи».

VI. Рефлексия.

Оцените свое участие в уроке. Подумайте, какие выводы вы сделали для себя в ходе обсуждения данной темы.