Интегрированный урок окружающего мира и музыки "В мире звука". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  • формирование представлений о вреде шума и громкой музыки для здоровья человека;
  • формирование представлений о положительном влиянии мелодичной музыки на рост растений и здоровье человека и животных;
  • знакомство с музыкой и музыкальными инструментами разных народов;
  • развитие речи обучающихся и расширение их кругозора;
  • воспитание музыкальной культуры обучающихся и толерантного отношения к музыке разных народов мира.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация «В мире звука», запись музыки Грузии, Шотландии, Ирландии, Украины, балалайка, гитара, аккордеон, курай, гармонь, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов), рабочая тетрадь к учебнику, таблички: «композитор» и «исполнитель», раздаточный материал для рефлексии «Солнышко».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!

- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
(Дети отвечают:)
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым.
(Дети продолжают:)
Доброе утро длится до вечера.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем всё о различных звуках: какие звуки бывают, приносят ли они пользу или вред человеку. (Слайд 1)

- А узнаем мы об этом не сидя за партами, а отправимся в кругосветное путешествие. Мы побываем в разных уголках нашей Земли и узнаем какие звуки нам встретятся. Отправимся мы пешком, чтобы можно было расслышать звуки. С собой возьмём только учебники, тетради и ручки, чтобы можно было делать записи по пути и уточнять данные по учебнику.

- Ребята, а какие учёные – путешественники уже до нас совершали кругосветное путешествие? (Фернандо Маггелан, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Руал Амундсен, Америго Веспучи).

2. Актуализация пройденных знаний.

- Прежде чем отправиться в кругосветное путешествие, вспомните как появляются звуки?

- Какие бывают звуки?

Итак, мы отправляемся! Счастливого вам пути, ребята!

(Слайд 2)

- На пути у нас город. А какой это город, узнали? (Кумертау).

- Какие звуки слышны на улицах нашего города днём, вечером, летом, зимой, осенью?

- Кто может изобразить звук тормозящего автомобиля?

- Шагаем дальше. (Слайд3)

- На пути нам встретилась деревня. Какие звуки мы услышали в сельской местности?

- Отличаются ли эти звуки от звуков города? Чем?

- Давайте присядем на полянке около деревни. Откройте свои тетради на странице 12 задание № 18. Надо распределить словосочетания, обозначающие названия звуков в два столбика по силе звука: тихие звуки и громкие звуки. (Шелест сухих листьев, завывание ветра, весенняя капель, раскаты грома, тиканье часов, рёв самолёта, лай собаки)

- Проверка задания.

- А теперь давайте поиграем в игру «Кто как голос подаёт?». Я вам буду называть животных, а вы хором отвечайте как они голос подают.

  • Курица – (кудахчет!)
  • Воробей – (чирикает!)
  • Сорока – (стрекочет!)
  • Лев – (рычит!)
  • Кошка – (мяукает!)
  • Собака – (лает!)
  • Волк – (воет!)
  • Жук – (жужжит!)
  • Ворона – (каркает!)
  • Петух – (кукарекает!)
  • Лошадь – (ржёт!)
  • Корова – (мычит!)
  • Утка – (крякает!)
  • Лягушка – (квакает!)
  • Кукушка – (кукует!)
  • Рыба – (молчит!)

- Отправляемся дальше и на пути у нас большой город. (Слайд 4)

- Какой это город? (Уфа).

- Кто был в этом городе? Какие звуки вы слышали во время просмотра слайда?

- Чем отличаются звуки города Уфы от звуков в нашем городе?

- Идём дальше и дорога идёт через лес. (Слайд 5).

- Давайте остановимся и послушаем, какие звуки бывают в лесу. Назовите их.

- Что можно сказать о звуках леса?

3. Осмысление нового материала о вреде шума.

- Шагаем вперёд и на пути у нас большой красивый город.(Слайд 6).

- Вы узнали его? (Москва). Кто был в Москве? Какие звуки слышны на улицах этого большого города?

- В большом городе звуков очень много. Если много звуков звучат одновременно, получается шум. В больших городах много шума.

- Идём дальше и нам предстоит переплыть через море. (Слайд 7).

- Какие звуки вы услышали при просмотре слайда?

- Сделаем привал на берегу моря. Как вы думаете, вредит ли шум здоровью человека или нет? Какой вред наносит шум людям и животным? Что можно сделать, чтобы вокруг нас было меньше шума?

- Давайте прочитаем в учебнике на странице 94 о том, как шум вредит здоровью человека.

- Итак, переплыв через море и океан, мы попали на другой континент в Америку.

- А кто открыл Америку? В чём была ошибка Колумба? В честь кого названа Америка?

-Посмотрите на фотографии. (Слайд 8).

- Это большой город США Нью – Йорк. Он один из самых крупных и самых шумных городов мира.

- Шагаем вперёд и перед нами встают горы, нам надо их преодолеть. (Слайд 9).

- А какие горы самые высокие в мире? (Гималаи).

- Какие горы проходят по территории нашей республики? (Уральские горы).

- Какие звуки можно услышать в горах? (Эхо).

- Как надо вести себя в горах и почему?

4. Физкультминутка.

- Поиграем в игру «Эхо».

5. Осмысление нового материала по музыке.

- Шагаем дальше вперёд. Встретилось нам волшебное царство – государство под названием Музыка. Живут в этом государстве музыкальные звуки, музыкальные инструменты, а также люди, которые сочиняют музыку – композиторы и люди, которые исполняют музыку – исполнители. И тех, и других можно назвать музыкантами. (На доске карточки: «композитор», «исполнитель»).

- Раньше, много – много лет назад музыки не было. Люди сами придумали музыкальные звуки, а из них стали сочинять различные мелодии. Музыка считается одним из самых древнейших видов искусства.

- В волшебном государстве Музыки есть много городов, в которых живут люди разных национальностей, и у каждого народа есть своя любимая музыка и любимые музыкальные инструменты.

- Давайте посмотрим на музыкальные инструменты из некоторых городов волшебного царства Музыки и попробуем отгадать их названия.

(Слайды 10 – 21 с изображениями рояля, флейты, скрипки, арфы, барабана, трубы и записями их названий).

- Посмотрите, ребята, а какие это инструменты? (Настоящая гитара и гармошка).

- Издавна любимыми инструментами русского народа были гармошка и балалайка.

- Ребята, послушайте песню «Эх, дороги…» в исполнении на балалайке. (Играет ученик 7 класса).

- Какая была музыка по характеру? Какие чувства она у вас вызвала?

- У башкирского народа любимым национальным инструментом является курай. Послушайте произведение, исполненное на курае. (Играет ученик 10 класса).

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Вы слышали о таком народе, как грузины? Давайте послушаем их музыку. (Звучит «Лезгинка» в записи).

- Какая была музыка по характеру?

- Живёт в волшебном государстве такой народ, как шотландцы. Послушаем их музыку. (Звучит шотландская народная песня в записи).

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- А теперь послушаем ирландскую музыку. (Звучит ирландский народный танец в записи).

- Какая по характеру ирландская музыка?

- Ещё мне хочется, чтобы мы послушали музыку украинского народа. (Звучит украинская народная песня в записи).

- Как вы думаете, о чём поётся в этой песне?

- Музыка может вызывать различные чувства: тревожные, весёлые, радостные, прекрасные, торжественные, воинственные.

- Как вы думаете, какое влияние оказывает музыка на человека?

- В мире много разных народов, и все они говорят на разных языках. Мы не знаем всех иностранных языков, но зато мы можем послушать их музыку и понять о чём она. Язык музыки понятен каждому человеку. Люди слушают различную музыку в разных ситуациях. Например, на праздниках – одну, на торжественном митинге – другую, перед сном – третью и т. д. В волшебном царстве Музыки все люди живут очень дружно и разговаривают на языке музыки. Поэтому между музыкой разных народов нет непереходимых границ.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, как влияет шум на человека?

- Какое влияние оказывает музыка на человека?

(Слайд 22 с выводами по уроку).

- Нам надо стремиться так жить, чтобы между людьми разных национальностей никогда не было никаких ссор и обид, не было непреодолимых преград для общения.

- Давайте исполним песню «Улыбка», от которой у каждого человека на лицах появляется улыбка, независимо от его национальности. (Исполнение песни под аккордеон).

- Оценивание.

- Ребята, кому работа на уроке понравилась, поднимите «солнышки с улыбкой», а кому работа показалась неинтересной – поднимите «грустные мордашки».

- Всем спасибо за урок.

Презентация.