В стране шахматных фигур

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Закрепить начальные сведения о шахматной доске, фигурах, умения ориентироваться в простейших шахматных ситуациях.
  2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в парах.
  3. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: игра.

Оборудование:

  • шахматная доска,
  • шахматные фигуры,
  • плакаты с высказываниями «великих» о шахматах (приложение 2),
  • шапочки шахматных фигур,
  • рисунки шахматных фигур,
  • стенд «Семья и шахматы»,
  • загадки,
  • мелодия «Вместе весело шагать» (приложение 3),
  • презентация (приложение 1).

Действующие лица: ведущие, фигуры - Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.

Литература:

  1. В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва «Просвещение» 1991
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 377 – 386

Ход занятия

- Сегодня состоится шахматный праздник. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов (слайд 1, приложение 1).

И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.

- Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске.

Ребёнок, исполняющий роль «Шахматной доски»:

Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют-
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея. Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони
И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать и побеждать.
- Слово команде «Индийский Слон»:
В шахматной учусь я школе,
Строгий тренер мной доволен.
Проиграть я не боюсь:
Всё умнее становлюсь.
Я пока и не гроссмейстер,
И не чемпион страны,
Но играю каждый день,
Заниматься мне не лень.

(Все участники выстраиваются, выполняют танцевальные движения.)

На середину выходит ребенок, наряженный «Шахматной Доской»:

Представьте королевство в один шаг,
Поля сражения в квадратах черно-белых,
За шахматной доской партнеры-игроки
Бескровный бой ведут, вперед пуская смелых.
Я – Волшебная Доска,
Но без фигур и мне тоска:
Зовите Пешек, всех, всех –
В сражениях их ждет успех!

Выходят Пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают песню (слайд 2, приложение 1):

Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом – вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет?
Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца. –
Превратиться там она
В генерала, не в бойца.

Ребенок (Пешка).

А Пешку малую фигуру звать нельзя:
Она лишь в час своей кончины,
Когда удастся ей достичь вершины,
Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя.

(Слад 3, приложение 1):

(Загадка)

Стою на самом краю
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.

(Ладья) рассказывает о своем «характере»:

Видимо, Ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой ее скорей веди!

(Загадка)

Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит.

(Слон) рассказывает о своем «характере»:

Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле черном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой Слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.

Ведущий. Сейчас о себе расскажет Ферзь.

Черный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьет он вдаль и в упор.
И кажется, будто Ферзю тесноват
Доски черно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья Ферзю удели.

(Загадка)

Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

(Конь) рассказывает о своем «характере»:

Прыгнет Конь. Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
Скакнет из-за спины.

(Загадка)

Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут.

(Король) рассказывает о своем «характере»:

Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть.
Король могуч, но шаг его короткий,
Всего на клеточку он может отойти.
В конце игры он может в бой ввязаться,
А поначалу боязливо прячется в кусты.
Зато начеку королевская рать –
Должна Короля она оберегать.
Ведь если б Король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!    

Ведущий.

А сейчас, устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В смекалке и беге будут состязаться.

(Команды готовятся к проведению «шахматной эстафеты». Учитель раздает каждому играющему фигуру или пешку от наглядных шахмат, дети строятся в две шеренги.)

Ведущий.

Белый отряд, черный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде – ты сам погляди –
Оба угла занимают Ладьи.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
Кто ж посредине?

Дети хором.

Ферзь с Королем –
Самые главные в войске своем.
А перед всеми – Ладьей и Конем,
Перед Слоном, Королем и Ферзем –
Пешки-малышки стали стеной,
Им начинать этот сказочный бой.

Условия проведения шахматной эстафеты

На одинаковом расстоянии от команд на два низких столика (высотой до 50см) ставится доска от гигантских шахмат. В руке у каждого ребенка та фигура или пешка, которую он изображает своим костюмом (фигурами меняться нельзя). По сигналу ведущего дети поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои поля и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своего товарища (команды стоят в две шеренги).

Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки и совершившая меньше ошибок при осаливании.

Ведущий. Вот наши участники и познакомились перед решающим и ответственным поединком.

«Загадки из тетрадки»:

  • назовите родину шахмат;
  • назовите «адрес» ладьи в начале игры;
  • во сколько очков оценивается ладья по своей силе?
  • Какие слоны никогда не столкнуться?
  • Почему ферзь, как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура?
  • Чем конь отличается от всех остальных фигур?
  • три правила спасения короля?
  • При соблюдении каких условий можно выполнять рокировку?
  • Для чего нужно делать рокировку?
  • Почему король слабее ферзя, но главнее его?

Задания из «Шахматной шкатулки»:

  1. На какое поле нужно поставить чёрного ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?

  1. Сможет ли слон одолеть всех пехотинцев, начиная первым? Если да, то на какое поле его надо поставить? («Воюют не числом, а уменьем»)

Мат в один ход:

  • Ход белых

  • Ход чёрных

  • Ход белых 

Ведущий (дает общую оценку состоявшегося поединка):

- Вот и подошел к концу наш шахматный праздник-карнавал. В заключении хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это – они мудрецы – следуйте им!» (слайд 4, приложение 1)

(Далее - награждение лучших учеников учебного года).