И.А. Бунин. "Листопад". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Образовательные

  • формирование навыка исследовательской деятельности;
  • исследование средств художественной выразительности, передающих краски, звуки и образы осеннего леса.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие воображения, речи;
  • развитие творческого мышления учащихся;

Воспитательные

  • воспитание чувства любви к поэзии, природе
  • умение видеть прекрасное в обыденном;
  • формирование культуры речи учащихся.

Используемые ТСО:

  • мультимедийная установка.
  • магнитофон;
  • фонограммы;

Оборудование:

  • мультимедийная презентация, подготовленная к уроку;
  • иллюстрации осенних пейзажей;
  • гуашь, поролон;
  • осенние листья жёлтого и красного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня у нас необычный, творческий урок, мы будем не просто учениками, мы станем исследователями.

- Перед тем, как мы непосредственно перейдём к теме урока, хочу предложить вам послушать фрагмент музыкального произведения. Постарайтесь определить его настроение.

Слушание (Осенняя песня. П.И.Чайковский)

- Какое настроение передаёт эта музыка?

- Верно. Я уверена, что вы догадались в какое время года нас пригласила эта чудесная музыка П.И.Чайковского.

Слайд №1, приложение

- Как называется природное явление, связанное с опаданием листвы?( листопад)

- Действительно, это- листопад. Посмотрим, как объясняет понятие « листопад», толковый словарь.

Слайд № 2, приложение

А теперь у нас есть возможность сравнить это описание с тем, как рисует листопад художник слова - И.А.Бунин.

Слайд № 3, приложение

- И.А.Бунин родился в дворянской семье, детство его прошло в Старинной усадьбе, «осенённой старыми липами», где царил дух Пушкина, поддерживаемый матерью Бунина: она читала детям его стихи «медленно, и певуче» и передала им необычайную любовь к природе. Бунин безгранично  любил русскую природу, восхищался её красотой, величием.

Он сумел создать великолепную, многоцветную осеннюю сказку. Сегодня мы заглянем в мир красок и звуков осени, созданной Буниным.

Слайд № 4, приложение

Целеполагание: Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Листопад» И А.Бунина, будем учиться исследовать в группах и находить в тексте изобразительные средства, с помощью которых поэту удалось так тонко и точно передать краски осени и её настроение, выполним творческие задания. И если мы будем внимательно и активно работать, у нас всё получится.

3. Чтение авторского текста.

- Поделитесь впечатлениями . Что вы почувствовали, слушая стихотворение? (изумление, радость ,восторг, грусть, сожаление).

- Как вы думаете, что чувствовал поэт, рисуя осенний лес?

- Какие картины вы себе представили?

- Трудно ли вам было их увидеть и почему?

- Что помогло вам так ярко представить образы

Бунин так зримо выписал все образы, словно писал их не словами, а красками.

Настоящий поэт или художник может нарисовать словами всё, - и мы всё это можем вообразить.

- Поэт сумел передать восхищение красотой осеннего леса при помощи обычных слов. Но это только кажется, что слова обычные.

Вот как об этом сказал другой талантливый русский поэт А.Блок: «Всякое стихотворение -покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова, как звёзды. Из-за них и существуют стихи.»

Давайте же попытаемся найти ключик, который откроет загадку необычайной красоты стихотворения. И ключик этот содержится в тексте, сам автор заложил «путь к себе» в своём произведении. Ведь каждый поэт хочет быть понятым. Но только внимательный читатель может понять автора. В этом нам поможет исследование, которое мы проведем на уроке. Но прежде давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете?

Слайд № 5, приложение

- Бунин, как настоящий мастер слова, сумел найти такие слова, которые словно нарисовали красками осенний лес.

Вот и первая творческая лаборатория цветовых образов сейчас попытается исследовать, какие же художественные приемы позволяют нам увидеть краски осеннего леса? Вы будете исследовать цветовые образы стихотворения.

В процессе исследования цветовых образов, выписанных поэтом, выполните творческое задание: создайте цветовую палитру, передающую краски осеннего леса. Необходимое оборудование (контуры леса, поролон, гуашь) у вас на столе. Подумайте, какие краски вы выберете - мрачные или светлые и яркие, теплые или холодные.

Увидеть полноту осенних образов нам помогает звуковая палитра стихотворения. Исследовать звуки осеннего леса будет творческая лаборатория звуковых образов. В процессе исследования звуковых образов, подберите к стихотворению музыку, созвучную настроению осеннего леса (магнитофон, фонограмма).

Третья группа займётся исследованием образов осеннего леса. Как же создаётся художественный образ, как автор находит те особые слова, которыми можно нарисовать образы осеннего леса? Ответы на эти вопросы будет искать творческая лаборатория осенних образов.

В процессе исследования образов, выберите самую подходящую, на ваш взгляд, иллюстрацию к стихотворению.

Слайды № 8, 9, приложение

В тексте стихотворения мы можем встретить слова, значение которых нам могут быть не очень понятны. Для этого мы создаем экспертную группу, которая будет работать над толкованием значений малознакомых слов.

Творческие лаборатории начинают своё исследование. На исследование вам отводится 10 мин.

4. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

5. Исследование

Экспертная группа

Алгоритм исследования.

  1. Внимательно и медленно прочтите текст стихотворения.
  2. Найдите в тексте слова, значения которых вам не совсем понятны.
  3. Выпишите слова.
  4. Откройте Толковые словари, найдите значения малопонятных слов, запишите их напротив слов, значения которых вы искали.

Алгоритм ответа.

Мы исследовали в тексте слова, значения которых нам были не совсем понятны и выбрали такие слова: ________________________________

Лаборатория цветовых образов

Алгоритм исследования.

  1. Внимательно и медленно прочтите текст стихотворения..
  2. Понаблюдайте: как «рисует» поэт осенний лес.
  3. Найдите эпитеты - яркие и образные (картинные) художественные определения.
  4. Выпишите эпитеты и слова к которым они относятся..
  5. Какие краски преобладают в осеннем лесу?
  6. Создайте цветовую палитру, передающую краски осеннего леса, используя технику цветового пятна.
  7. Необходимое оборудование у вас на столе.

Алгоритм ответа.

Наша лаборатория исследовала цветовые образы стихотворения.

И.А.Бунин нарисовал лес, словно терем_______________________.

Лес нарисован различными красками:___________________________.        

Он стоит__________________________стеной

Берёзы блестят_____________________резьбой

В лазури_________________________________

А между клёнами_____________________просветы в небо краски.

Здесь поэт использует художественные определения(эпитеты) для того, чтобы_________________________________________________________

В стихотворении преобладают_________________________________________________краски.

Мы создали цветовую палитру, передающую краски осеннего леса.

Лаборатория звуковая образов

Алгоритм исследования.

  1. Внимательно и медленно прочтите текст стихотворения.
  2. Исследуйте текст, найдите слова, передающие звуки осеннего леса.
  3. Исследуйте следующие строки: Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.
  4. Понаблюдайте за тем, какие согласные звуки подбирает поэт, для более точной передачи звуков осеннего леса.
  5. В конце исследования выберите из предложенных музыкальных фрагментов тот, который наиболее соответствует настроению стихотворения.

6. Физкультминутка (релаксация под музыку).

7. Выступление творческих лабораторий.

I. Экспертная группа.

Слайды № 6, 7, приложение

II. Лаборатория цветовых.

III. Лаборатория звуковых образов.

IV. Лаборатория образов. Какие же образы леса выписал поэт? Какой приём он для этого использует, для чего?

Вывод: Бунин наделил свой лес и осень, и мотылька человеческими качествами для того, чтобы мы могли им сопереживать им, как живым людям.

- У нас осталось ещё одно, очень важное для понимания стихотворения, задание.

Я не дала его не одной группе. Мне хочется чтобы мы все вместе сделали один важный вывод.

В каждом стихотворении автор хочет нам что-то сообщить, поделиться своими мыслями. Но одна из них является главной. Постараемся понять, какую же мысль хочет до нас донести поэт. А для этого прочтём 2 часть стихотворения.

Чтение 2 части стихотворения учащимися вслух…

- Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.

- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 

- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

- Кто же является главным героем стихотворения?

- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?

- Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы. Можем ли мы предположить, что само стихотворение - это метафора. Это сам Бунин любуется красотой осенней природы, скрываясь за образом леса. Именно исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты русской природы.

- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. А фоном прозвучит музыка, выбранная ребятами, как наиболее созвучная строкам стихотворения.

Чтение стихотворения под музыку с видеорядом.

Слайды №10-18, приложение

8. Рефлексия.

- Что на уроке произвело на вас наиболее сильное впечатление?

- Для чего нужна такая работа со стихотворением?

- Что новое вы узнали сегодня на уроке?

- А сейчас оцените свою работу на уроке: ребята, которые справились со всеми поставленными на уроке задачами, повесьте на деревце красные листочки, а те ребята, которые справились с заданиями урока не совсем успешно, повесьте на дерево листочки жёлтого цвета.

9. Домашнее задание (по выбору).

а) нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.

б) сочинить несколько строк, созвучных настроению стихотворения И.А.Бунина.

Слайд №19, приложение