Дымковская роспись

Разделы: Начальная школа


Цель: Выполнить роспись дымковской игрушки.

Задачи:

  • обучающая: познакомить с элементами узора «Дымки»; учить расписывать игрушки, дымковской росписью; уметь распознавать и отличать эту роспись от росписи других мастеров.
  • развивающая: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.
  • воспитывающая: воспитывать чувство гордости за родное Отечество, чувство аккуратности.

УМО: АРМ, презентация (Приложение 1), схемы узора «Дымки» (Приложение 2), готовые образцы изделий (Приложение 3), гуашь, кисти, спонжи, баночки для воды, предварительно изготовленные изделия из глины (лошадки).

Продолжительность урока: 45 минут

План урока.

  1. Организационный момент.
    а) приветствие
    б) проверка готовности к уроку
    в) объявление темы и целей занятия
  1. Беседа об игрушках из стороны «Дымка».
  2. Региональный компонент - мастера-умельцы фарфорового завода г. Южноуральск.
  3. Анализ узора дымковской игрушки (элементы, цвет).
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов (демонстрация выполненных работ).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя: Каждый, кто ни взглянет на эти игрушки, невольно улыбнется.

Как много света, ярких узоров. Словно солнышко заиграло,

Словно веселую песню услышал. Величаво движутся женские фигуры.

Полюбуйтесь, на детали их нарядной одежды. (Слайд 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

  • Что это за чудо?
  • Кто создал эту красоту?
  • Что вы знаете о мастерах-умельцах из слободы Дымковской?

Справка из истории:

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятка построили наши предки город и окружили его крепостным забором, глубокими рвами. А на другом берегу появилось поселение-слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Поэтому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба и горшки с кашей поспевали в печах. Издавна в слободе жили гончары. Лепили они из местной красной глины посуду, дудочки, зверюшек. Слепят и поставят в печь, чтоб они стали крепкими и долго всех радовали.

3. Региональный компонент.

- Ребята, а в каком месте мы с вами живем? (На Южном Урале, в Челябинской области)

У нас тоже имеются свои мастера-умельцы. На реке Увелька стоит г. Южноуральск это совсем рядом, так вот в городе построен фарфоровый завод, где тоже работают мастера своего дела. Которые умело, расписывают посуду. (Слайд 9, 10,)

4. Многоцветный, веселый узор украшает фигурки людей и животных.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

-Посмотрите, внимательно на схемы узоров дымковской росписи и скажите: (Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16.)

  • Какие цвета присутствуют в росписи? (красный, розовый, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, темно-бордовый)
  • А какие элементы узора вы можете выделить? (круги большие и малые, полоски, клеточки, овалы, кольца, волнистые линии, точки)
  • Узор повторяется.
  • А сейчас вы будете создавать свой узор по правилам дымковской росписи.

Как расписать игрушку: прослушайте и запомните правила. (Слайд 17)

  • Подготовь несколько кистей для темных и светлых красок;
  • Начинай роспись с крупных цветовых пятен. Тонкие полоски и темные точки наноси в последнюю очередь.
  • Если темные и светлые тона расположены рядом, то начинай с светлого тона.
  • Работай кистью свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.
  • Не поднимай игрушку без надобности над столом.
  • Не забывай оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

5. Практическая часть урока.

  1. учащиеся расписываю игрушку, учитель оказывает помощь, кому она необходима.
  2. на подставке показ расписанных игрушек.

6. Итог урока, демонстрация работ учащихся.