Проект "Зоркие глазки"

Разделы: Работа с дошкольниками


В системе органов чувств зрительному анализатору принадлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90% всей информации из окружающего мира.

Исследования физиолога В.Ф.Базарного показали, что к основным причинам нарушения относятся: патология беременности, низкий уровень физической активности детей раннего и дошкольного возраста, резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьной режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза.

В настоящее время каждый четвертый школьник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость. В век информационных технологий возникает большая нагрузка на глаза детей, что губительно сказывается на формировании и сохранении у них зрения.   

Для укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия) мы должны предусмотреть дальнейшее взаимодействие всех заинтересованных ведомств и структур.

Насущно необходимы следующие меры:

  1. Разработка программы, направленной на повышение резистентности (сопротивляемости) и расширение адаптационных возможностей детского организма, на снятие зрительного переутомления, уменьшение статического напряжения опорно-двигательного аппарата, на снижение психоэмоционального напряжения. Задача эта может быть решена в результате расширения сети дошкольных учреждений, где должны быть предусмотрены технологии, сберегающие здоровье.
  2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание соответствующего микроклимата для профилактики распространения острых инфекционных заболеваний среди детей.
  3. Обеспечение детей полноценным высококалорийным питанием.
  4. Формирование у детей культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.

(из выступления Л.Вербицкой. замминистра здравоохранения РС(Я))

Занятие-беседа «Органы чувств»

Цель: расширить представления детей об органах чувств, рассказать , для чего они нужны.

Наглядный материал: картинка с изображением детей.

Ход занятия:

1. Воспитатель показывает детям картинку с изображением детей:

–  Посмотрите на картинку. Расскажите, кто на ней нарисован? (Мальчик и девочка.)
– Внимательно глядя на лицо мальчика (девочки), опишите его (её), составьте словесный портрет.
– У мальчика (девочки) какие глаза? (широко распахнутые, серые, весёлые, большие и др.)
– Какой у него (неё) нос? (прямой, длинный, короткий, картошкой, курносый, большой и др.)
– Какие уши у него (неё)? (маленькие, торчащие, аккуратные и др.)
– А что вы расскажете о губах мальчика (девочки)? (тонкие, пухлые, губы бантиком и др.)
– Какие волосы у мальчика (девочки)? (блондин, брюнет; прямые, волнистые, густые, тонкие и др.)

2. Воспитатель предлагает детям составить портрет своей мамы, своего друга.

3. Воспитатель предлагает детям послушать стихи:

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

– Про что эти стихи? (про глаза, язык, уши, нос, руки)
– Как можно назвать одним словом глаза, уши, язык, нос, кожу? (органы чувств.)
– Как ты думаешь, почему их так назвали? (когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем вкус, трогаем, то познаем окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека, как глаза, уши, нос, язык, кожа, назвали органами чувств.)
Если дети затрудняются ответить, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:

  • Для чего человеку глаза?
  • Для чего человеку нос?
  • Для чего человеку рот?
  • Для чего человеку язык?
  • Для чего человеку кожа?

Занятие «Роль зрения в жизни человека»

Цель: показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений.

Наглядный материал: объемный макет глаза человека или схематичное изображение его строения.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть в зеркале свои глаза, а после этого посмотреть в глаза друг другу.

– У людей по два глаза, расположенных на расстоянии. Человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз.

Ребята рассказывают как выглядят глаза.
Можно загадать детям загадку «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Далее воспитатель спрашивает:
– А зачем человеку глаза?
– Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?

Для большей убедительности можно предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
Рекомендуется использовать стихотворение Орловой Н. «Для чего нужны глаза?»

Рассказ воспитателя:

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на переднем стекле автомобиля. А если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся.

Можно предложить детям с помощью зеркала рассмотреть свои брови, ресницы. Затем предложить медленно закрыть глаза, чтобы увидеть верхнее веко.

Только когда глаза прикрыты  веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, они постоянно рассматривают то, что находится перед ними. Глаза движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож  на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света  зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью – конъюнктивой,  которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.

В глазу изображение проходит через хрусталик – особое образование, похожее на линзу. Этот хрусталик крепится на специальных эластичных мышцах и может изменять свою кривизну (быть выпуклым, плоским или вогнутым), чтобы отчетливо видеть то, на что мы смотрим.

На противоположной стороне глазного яблока очень важная оболочка – сетчатка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причем могут это делать только когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек, колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, не зная, какого они цвета. А если включить свет, то трудолюбивые колбочки сразу проснутся и снова примутся за работу, чтобы мы могли определить, какого цвета предметы нас окружают.

Воспитатель предлагает детям провести опыт. Он подчеркивает, что ребята сами будут выступать в роли исследователей.

Опыт № 1

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом задергивают шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

Занятие «Глаза. Цвет и форма глаз»

Цель: расширить представления детей об органах чувств – глазах, рассказать, для чего они нужны.

Наглядный материал: картинка с изображением глаз разных детей, картинка строения глаза.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает отгадать следующие загадки:

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
                                        (Глаза)

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.
                                        (Глаза)

Кругло, горбато, около – мохнато.
Придет беда – потечет вода.
                              (Глаза)

Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.
                              (Глаза)

– Правильно отгадали – эти загадки все про глаза. Благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает. Глаз похож на маленькое яблоко, которое надёжно спрятано в глубокую норку (глазницу), а наружу выглядывает только его часть. От пыли и других вредных воздействий его защищают  веки и ресницы. Радужная оболочка определяет цвет глаз, зрачок реагирует на свет. Всё увиденное передается в мозг по зрительным нервам.

2. А теперь послушайте стихи:

Ребятишкам про глаза

Разберемся вместе, дети,                        Чтобы смело корабли
Для чего глаза на свете?                         По морям студеным шли –
И зачем у всех у нас                                Нужно помнить каждый час,
На лице есть пара глаз?                          Как важны глаза для нас!
Для чего нужны глаза?                           Очень много  неизвестного,
Чтоб текла из них слеза?                         Очень много интересного
Ты закрой глаза ладошкой,                    Разузнаешь ты из книг.
Посиди совсем немножко:                       Вот представь себе на миг…
Сразу сделалось темно,                           Ты прочтешь про всё на свете,
Где кроватка, где окно?                           Как летают на ракете,
Странно, и обидно –                                Сколько всех на небе звезд,
Ничего вокруг не видно.                          Как устроен длинный мост,
Женя хочет стать пилотом –                    Кто живет на дне морском,
Править быстрым самолетом;                 Как построен каждый дом,
Все моря на белом свете                          Как железо добывают,
Переплыть мечтает Петя,                         Как микробов изучают,
Будет Николай танкистом,                       Как Америку открыли,
А Сергей  парашютистом,                       Как на льдине люди жили…
Станет снайпером Илья…                       Но чтоб книгу прочитать,
Но для этого, друзья,                               Нужно зреньем обладать.
Кроме знанья и уменья –                         Значит, каждому из нас
Всем необходимо зренье!..                      Нужна пара зорких глаз!
Чтоб отправился в полет                                                              Н.Орлова
Реактивный самолет, 

3. Задания детям

Подумай и ответь:

– Для чего человеку нужны глаза?
– Почему глаза так важны для человека?
– Что такое зрение?
– Почему быстро надоедает сидеть с закрытыми глазами и очень хочется их открыть?
– Как называют людей, которые ничего не видят?
– Тяжело слепым людям жить на свете? Почему?
– Как можно помочь слепым людям?
– Как ты думаешь, всё ли вокруг  могут видеть глаза человека?

Занятие «Глаза и настроение»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств – глазах, рассказать, какое настроение (эмоциональное состояние) передают глаза.

Наглядный материал: картинки с изображением разнообразных эмоциональных состояний детей, маленькие зеркала для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение:

Умеют они и грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам  –  облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.

(Н.Крушевицкая)

2. Воспитатель предлагает детям:

– Посмотрите внимательно в зеркало на свои глаза и подробно опишите их (форма глаз, разрез глаз как расположены на лице, какого цвета (можно описать зрачок и радужную оболочку), какое настроение передают глаза.)

3. Давай поиграем!

Игра «Передай настроение».

По просьбе воспитателя дети изображают при помощи мимики разное настроение: грустное, веселое, сердитое (злое), спокойное, серьезное, удивленное, задумчивое (мечтательное) и пр. один ребенок изображает задуманное настроение, другие дети (или взрослый) угадывают. После того, как настроение угадано, воспитатель спрашивает: когда и почему бывает такое настроение?

Игра «Отгадай настроение по глазам».

Для проведения игры понадобятся картинки с изображением разнообразных эмоциональных состояний (не менее 6 эмоций). Воспитатель закрывает нижнюю часть лица на картинке и просит ребенка отгадать, какое настроение выражают глаза. После того, как ребенок ответит, лицо открывается полностью и проверяется правильность угаданной эмоции.

Занятие «Как беречь глаза»

Цель: формировать правильное и бережное отношение к своему зрению, соблюдать правила для укрепления и сохранения зрения.

Наглядный материал: картинки с изображением разнообразных действий  детей.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение:

Береги свои глаза

Чтобы глаза твои, дружок,                        На яркий свет смотреть нельзя –
Могли на долго сохраниться,                   Тоже портятся глаза.
Запомни два десятка строк                        Телевизор в доме есть,
К тебе они взывают со страницы:              Но, пожалуйста, не лезь
Глаз поранить очень просто –                   К самому экрану
Не играй предметом острым!                    И смотри не всё подряд,
Глаза не три, не засоряй,                           А передачи для ребят.
Лежа книгу не читай; 

Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до твоих глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь.

                                                                                                    Н.Орлова

 2. Воспитатель показывает картинки:

– Кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка?
– Почему ты так думаешь? (Объяснение ответа)

3. Давай потренируемся (практические упражнения):

Воспитатель учит детей правильной посадке за столом (когда ребенок рисует, лепит, рассматривает картинки в книге и т.д.):

  • Спина прямая.
  • Ноги стоят на полу.
  • Расстояние от стола до груди примерно равна ширине ладони.
  • Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 40 сантиметров.

4. Составляем вместе «Правила хорошего зрения»:

  • Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны!
  • Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге, альбому, тетради!
  • Смотри по телевизору только самые интересные и полезные детские передачи!
  • Сиди на расстоянии не менее 2-2,5 м от экрана телевизора!
  • Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами!
  • Соблюдай режим дня. Чередуй разные виды деятельности. Регулярно проветривай помещение!
  • Не три глаза грязными руками! Ухаживай за ними, мой их!
  • Ежедневно выполняй гимнастику для глаз!
  • Побольше ешь продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)!

Занятие «Чтобы глаза видели»

Цель: дать знания о функциях органов зрения, познакомить со строением глаза и правилами охраны зрения, формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Наглядный материал: схема строения глаза; картинки с изображением животных: зайца, лисы, совы, орла; картинки с ситуациями о соблюдении правил гигиены, «молодчинки».

Ход занятия:

I. Беседа по теме:

– О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
Правильно, это наши глаза.

– Вы все хорошо знаете, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. (Показать картинку).
– А кто видит лучше всех ночью?
– Это сова, она легко отыщет мышь в темноте.
– Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте он не видит. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему. Глаза – наши главные помощники, но человек недостаточно ценит свои глаза, не всегда хорошо о них  заботится.
– Почему глаза  –  наши главные помощники? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, чтобы различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).

II. Рассматривание схемы глаза

– Посмотрите, как  сложно устроен глаз человека, этот тонкий и ценный
инструмент.
– Цветное колечко. Это радужная оболочка, или радужка. Радужку покрывает тонкая прозрачная оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Это зрачок. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
– А для чего нам нужны брови, ресницы и веки?
– Нет, они нам нужны не для красоты. Они оберегают глаза от ветра, пыли и пота.

III. Сюрпризный момент

Приходит Бармалей и плачет:

– Мне соринка в глаз попала.
– Ребята, поможем Бармалею?
– Что нужно делать, чтобы вытащить соринку? (Ответы детей).
– Нужно чистым платком вынуть соринку.

(Вытаскиваем соринку из глаза Бармалея).

Бармалей: Спасибо, ребята. Я принес книгу по технике безопасности, помогите мне разобраться, как беречь глаза.

– читать лёжа;
– смотреть близко телевизор;
– умываться по утрам;
– оберегать глаза от удара;
– тереть глаза грязными руками;
– читать при хорошем освещении;
– не читать в транспорте;
– укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце;
– делать гимнастику для глаз.

Бармалей: Ребята, а для чего нужно делать гимнастику для глаз? Как ее делать?

IV. Оздоровительная минутка

Если глаза устали, нужно выполнить такие упражнения:

– Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
– Погладьте веки кончиками (подушечками) пальцев.
– Делайте круговые движения глазами – налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Молодцы.
– Вытяните руку вперед. Взглядом следите за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвигая обратно.

V. Итог

– Давайте расскажем Бармалею:

– для чего нужны глаза?
– как защищать глаза?
– а зачем человеку слезы?
– что для глаз полезно?
– что вредно?

– Молодцы!

(За правильные ответы выдаются «молодчинки»).

– Теперь  тебе понятно, Бармалей, как правильно ухаживать за глазами?

Бармалей прощается и уходит.

Задание: нарисовать, что вредно для глаз.

Занятие «Кто как видит. Как видят мир животные»

Цель: рассказать и подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых представителей животного мира.

Наглядный материал: изображение животных.

Ход занятия:

Рассказ воспитателя о том, чем отличается зрение животных и человека:

У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. По особому воспринимают свет даже растения, листья которых располагаются так, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей.

На поверхности тела червей есть так называемые «глазки?». Но ни  «глазки?», ни «глазные пятна» не способны воспринимать изображение, они ничего не видят, а просто реагируют на свет.

Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. У берегов Юго-Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которая пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку сориентироваться, когда тот пятится назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.

А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.

– Каких специальных зрительных клеток больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?

Стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть – цвета не различает. Зато этой частью стрекоза легко различает на фоне неба  мошек, которыми питается.

А пчелы – пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад (в 1875 году). Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета.

Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

Опыт №2 «Опыт Мариотта»

Цель: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Педагог продолжает рассказ:

Прямо напротив зрачка на сетчатке находится еще одно образование, которое называется «желтое пятно». В нем очень много колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном» есть «слепое пятно». Оно так  называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение предмета попадает на это место, человек его просто не видит.

Занятие «Про очки»

Цель: рассказать детям об изобретении очков и обобщить имеющиеся у них знания о назначении и применении очков.

Наглядный материал: увеличительное стекло, вырезка из газеты с мелким шрифтом, медицинские очки с разной толщиной линз, солнцезащитные очки; по возможности, очки для людей разных профессий.

Ход занятия:

Чтобы активизировать внимание дошкольников, целесообразно использовать загадку:

Что же это перед нами –
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И сиделка на носу. (Очки)

Воспитатель начинает рассказ:

До того, как появились первые очки люди придумали способ увеличивать буквы в книге, прикладывая к ним увеличительное стекло. Известно, что первые очки появились несколько столетий назад – в XIII веке.

– Назовите, в каких целях люди используют очки?

Врач-окулист назначает очки людям, страдающим близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием. Если своевременно обратиться к врачу и выполнять его рекомендации по ношению очков, то зрение может восстановиться достаточно быстро.

Темные очки защищают глаза от яркого света и солнечных лучей. Стекла солнцезащитных очков должны быть коричневого, черного, серого или синего цвета, очки должны удобно и плотно сидеть, чтобы не повредить зрение.

Ночные авиаторы и фотографы носят красные линзы. Для лыжников, летчиков, полярных исследователей и альпинистов выпускают специальные стекла, предохраняющие глаза. Сварщики, стеклодувы, часовщики и люди других профессий также носят специальные очки с особыми стеклами.

Воспитатель может прочесть детям стихотворение А.Л.Барто «Очки», Н.С.Орловой «Отчего портятся глаза (наблюдатели, телевизор, в сумерках)», «Про очки».

Воспитатель продолжает знакомить детей с органами зрения, он говорит:

Очень многие заболевания можно предупредить, если соблюдать все необходимые правила.

Когда мы рассматриваем предмет на близком расстоянии, то мышцы, удерживающие хрусталик, растягиваются, и хрусталик становится более выпуклым. Если постоянно рассматривать предметы, держа их очень близко к глазам, то мышцы ослабнут и разовьется болезнь – близорукость. Мышцы ослабеют при неправильном положении тела во время чтения (например, лежа). А также, при чтении в транспорте, когда во время движения транспорта мышцы то вытягиваются, то сокращаются, постоянно изменяя кривизну хрусталика. Страдающие близорукостью люди не могут хорошо различать предметы, расположенные вдали.

Врачи считают, что близорукость чаще развивается у людей, живущих в городах, в маленьких квартирах, когда у человека нет возможности свободно устремить свой взгляд вдаль, в пространство.

Существует также дальнозоркость, когда люди хорошо видят расположенные вдали предметы и плохо то, что находится рядом. Дальнозоркость чаще всего развивается в пожилом возрасте.

Существуют и другие заболевания глаз. Например, конъюнктивит. Эта болезнь связана с несоблюдением правил гигиены зрения.

А дальтонизм, как и косоглазие, чаще передается по наследству (от родителей к детям и внукам).

«Питание – средство сохранения здоровья»

Цель: рассказать детям о пользе правильного питания, о соблюдении режима дня.

Наглядный материал: дидактическая игра «Плохое – хорошее зрение», картинки с овощами, ягодами.

Рассказ воспитателя:

Человеческий глаз – уникальный, исключительно сложный оптический прибор. Окружающий мир человек видит ясно, когда все отделы глаза работают гармонично. Если в каком-либо звене происходит сбой – зрение ухудшается. Чтобы уменьшить вредное влияние компьютера на глаза и сохранить зрение, соблюдайте следующие правила в питании:
– умеренность в еде;
– полноценная, разнообразная, легкоусвояемая и сочетаемая пища;
– повышенное употребление продуктов, богатых витаминами А, Е и С. Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печенке.
Витамин Е – в овощах, бобовых, зелени.
Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Щедро включайте в рацион блюда из этих продуктов.

Морковь – богатейший источник каротина (провитамина А). Прекрасно питает и укрепляет глаза, помогает предотвратить близорукость. Кстати, морковный сок укрепляет нервную систему и способен привести весь организм в бодрое состояние.

Сок петрушки очень полезен при заболевании глаз и зрительного нерва, катаракте и конъюнктивите, изъязвлении роговицы глаза. Сок петрушки способствует восстановлению остроты зрения.

Отлично очищает кровь и весь организм, укрепляет глаза свекла. Две столовые ложки ее сока стоит добавлять к смеси морковно-петрушечного сока.

Пейте шиповник – по содержанию витамина С он абсолютный лидер. Его ежедневное употребление обеспечивает прочность и эластичность сосудов.

Людям, страдающим близорукостью, полезен боярышник. Он богат аскорбиновой кислотой и каротином. Сушеные листья и плоды боярышника полезно заваривать вместо чая. Ежедневно включайте в ваш рацион настои боярышника и шиповника, черничный морс и кисель, зеленый чай.

Богата каротином, необходимым для ослабленных глаз, тыква. Ограничений в ее потреблении нет. Добавляйте тыкву в салаты, супы, пюре. Положительно воздействуют на сосуды глаз абрикосы в любом виде: свежие плоды, сок, сушеные – курага и урюк.

Очень полезна для сохранения зрения черника. Съедайте ее за сезон не менее 10 стаканов. Черника хорошо сохраняет свои лечебные свойства в засахаренном виде.

Страдающим болезнями глаз стоит раз в год пить рыбий жир

Из крупяных каш особенно богаты витаминами, которые хорошо усваиваются и необходимы нашим глазам, овсяная и гречневая. Как можно меньше ешьте сладости и белый хлеб. Ограничьте употребление соли, но ни в коем случае не исключайте ее из рациона полностью.

Питание должно быть полноценным по всем составляющим. Однообразная пища снижает аппетит и плохо усваивается. Не злоупотребляйте соленьями и копченостями, мясом, колбасами, сливочным маслом. Лучший гарнир к мясным блюдам – салаты. Картофель и рис можно есть не только с овощами, но и со слабосоленой рыбой или кусочком копченого мяса. При заболеваниях глаз употребляйте пищу, которая легко переваривается. Основой должна быть натуральная пища, не подвергающаяся тепловой обработке. Продукты растительного происхождения должны составлять не менее 60% суточного рациона.

Состояние глаз, острота зрения сильно зависят от работы кишечника. Нарушение его функций для многих стало уже привычным. Пища в зашлакованном организме переваривается и усваивается неправильно, ухудшается всасывание витаминов, прежде всего витаминов А и Е. Это ухудшает и общее состояние здоровья, и состояние глаз.

Очищенный организм и здоровое витаминизированное питание укрепят ваше здоровье, сохранят зрение, помогут предотвратить близорукость и другие болезни глаз, стабилизируют остроту зрения и предохранят ваши глаза от вредного влияния компьютера

Беседа «Как сохранить хорошее зрение»

Цель: Закрепление полученных знаний у детей об органах зрения – глазах.

1. Рассказ воспитателя:

Некоторые дети имеют проблемы со зрением, которые, если оставить их без лечения, могут привести к значительной и/или необратимой потере зрения. 

Тем более важно вовремя заметить признаки ухудшения зрения или любые признаки, свидетельствующие о возможных проблемах со зрением в будущем. Обратитесь с мамой к окулисту, если у тебя наблюдаются следующие симптомы:

– косоглазие;
– хронические головные боли;
– ребенок часто трет глаза;
– нечеткость зрения;
– двоится в глазах;
– глаза покраснели, слезятся или чешутся;
– чрезмерная слезоточивость;
– выделения из глаз.

2. Чтобы сохранить хорошее зрение нужно соблюдать некоторые правила (показ картинок «Береги свои глаза»).

3. Дидактическая игра «Плохое – хорошее зрение»

Приложения