Урок русского языка по теме "Письмо". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок русского языка в 3 классе по теме “Письмо”. Учитель работает по авторской программе А.В. Поляковой (Система Л.В. Занкова). Количество часов по учебному плану в неделю - 5ч, в год - 170 ч. Средний уровень развития класса, наполняемость 30 человек. Учащиеся умеют работать в парах и в группах. На уроке дети разбиты на одинаковые по уровню развития группы (равное количество “сильных” и “слабых” учащихся). Тема урока и ход проведения не совсем традиционные для начального обучения, но работая по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, учитель часто на уроках литературного чтения и русского языка практикует написание писем литературным героям, близким, ученики пишут письма - поздравления и т.д. Поэтому урок написания письма необходимо провести в начале 3 класса, на котором дети знакомятся с эпистолярным жанром, видами писем, правилами написания письма и заполнения конверта.

Урок построен на занковских принципах:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (если группа не справляется с заданием, то может воспользоваться словами – подсказками для написания писем, опорной схемой, правилом заполнения конверта; коллективно на уроке составляется алгоритм написания письма; учитель постоянно держит на контроле выполнение заданий и всегда готов прийти на помощь, поэтому дети на уроке не бояться делать ошибки. Ведь Л.В.Занков говорил: “Ошибка ученика - находка для учителя”).

- принцип ведущей роли теоретических знаний (на уроке ученики знакомятся со многими понятиями эпистолярного жанра, в основном идет коллективная работа с толковыми словарями);

- принцип быстрого прохождения программного материала (на уроке органично раскрываются разные стороны приобретаемых знаний, углубляются и связываются);

- принцип осознания процесса учения (у детей появляется интерес к процессу обучения);

- принцип развития каждого ученика, в том числе и слабого (работа в группах предполагает “раскрытие” каждого ученика, сотрудничество ).

На уроке создаются ситуации с решением коллизий (противоречий), нахождением вариантов правильных решений, установлением взаимосвязей и взаимозависимостей. На уроке царит сотрудничество, сотворчество и сопереживание. На уроке используется мультимедийная презентация, которая служит опорой учащимся в изучении новых понятий. Деятельность учащихся мотивируется в игровой форме, что способствует эмоциональному и комфортному настроению учащихся. В конце урока оценивается успешность продвижения коллектива в решении проблемы.

Цель урока.

1. Углубление и обобщение знаний учащихся о видах писем, правильном написании письма.

Задачи урока.

Предметные

Обобщить знания учащихся о письме, планировать алгоритм построения письма, выбирать слова-подсказки для личного письма по определенным темам, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковым и орфографическим словарями, обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные

Развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, воспитание интереса к предмету через познание родного края, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать в группах, воспитание патриотизма , уважения к истории своей страны.

Оборудование: презентация; толковые Даля и Ожегова, орфографические словари; конверты, карточки – опоры для написания письма.

Примечание: дети заранее разбиты на 4 группы.

Ход урока

I. Введение в тему. Мотивация деятельности в игровой форме.

Стук в дверь. Входит почтальон.

- Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать?

(Почтальон показывает письмо детям. Дети хором читают: “На деревню дедушке Константину Макарычу”)

Почтальон: Вы не знаете, кто написал письмо? Помогите мне, пожалуйста!

Дети: Адрес на нем не указан. Фамилии нет. Такое письмо не дойдет адресату. Нужно правильно заполнить конверт.

Учитель: Мы с ребятами постараемся вам помочь. Сегодня мы познакомимся с разными видами писем, научимся заполнять конверт, узнаем о правилах написания письма.

Почтальон: Мне необходимо срочно разнести почту, а с вами побудет мой помощник почтальон Печкин и поможет отправить ваши письма по адресу.

(На экране появляется почтальон Печкин)

II. Исследовательская работа в группах.

Печкин: Я люблю задавать трудные вопросы. Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете о письме?

(Ответы учащихся)

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

(Дети самостоятельно работают со словарями)

Дети: Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

(Текст появляется на экране)

Печкин: А знаете ли вы, что такое эпистолярный жанр?

(Дети самостоятельно работают со словарем)

Дети: Эпистолярный жанр – (от греч.epistole - письмо).

  1. Относящийся к частной переписке, к письмам.
  2. Имеющий форму письма, переписки.

(Текст появляется на экране)

Печкин: Я вас хочу познакомить с историей российской почты.

(Появляется на экране текст, учитель читает текст и просит детей найти лексические значения выделенных слов)

История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. В Киевской Руси в X веке существовал “повоз” — обязанность населения предоставлять лошадей “от стана к стану” для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке.

К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

Ямские гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения, в которых были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод.

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей.

В 1666 году была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену. Через два года почтовое дело перешло в руки Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском.

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711), Риге (1712), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

В 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами.

А еще в России напечатали письмовник, были письмоводы.

(Значение выделенных слов дети находят в толковых словарях. Учитель фиксирует быстроту работы групп)

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ с помощью схемы?

(На экране появляется схема)

IV. Словарный диктант - кроссворд.

Учитель: А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. (Кроссворд появляется на экране. Идет коллективная работа, на экране появляются ответы по мере отгадывания)

Учитель: Мы совсем забыли еще два главных слова, без которых не обойдется ни одно письмо.

Дети: Здравствуйте, до свидания. (Запись на доске)

V. Работа в группах.

Учитель: Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня мы будем писать письма личного характера, научимся правильно заполнять конверт.

- Мы перелистываем листки календаря 2010 года - года 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 1 сентября прошла Всекубанская акция “Сирень 45 года”. У нас есть уникальная возможность написать письмо ветерану, поблагодарить его за наше солнечное беззаботное детство, пожелать здоровья, будет здорово, если у нас с ветераном завяжется не только переписка, но и дружба. (На экране появляется 1 тема)

(Задания вручается 1группе, учитель предлагает группе выбрать слова-подсказки для написания письма ветерану)

- Мы живем в ….(дети хором Краснодарском крае). Наш край уникален не только по своему географическому расположению, но и …2 группа расскажет нам о своем крае.

(На экране появляется 2 тема)

(Задания вручается 2 группе, учитель предлагает группе выбрать слова-подсказки для написания письма ветерану)

- В 2014 году в Сочи пройдут XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры. 2 октября наш класс принимал участие в торжественной церемонии передачи олимпийского флага Каневскому району. Мы стали центром олимпийского движения на Кубани. В этом году команда нашей школы, в которой были и ученики нашего класса заняли 3 место в краевых “Веселых стартах”, поэтому этим ребятам я предлагаю написать письмо о своем любимом виде спорта.

(На экране появляется 3 тема)

(Задания вручается 3 группе, учитель предлагает группе выбрать слова-подсказки для написания письма ветерану)

- В прошлом году наша одноклассница переехала жить в Московскую область, я предлагаю близким Катиным подругам написать ей письмо.

(На экране появляется 4 тема)

(Задания вручается 4группе, учитель предлагает группе выбрать слова-подсказки для написания письма ветерану)

(На экране появляются темы)

Учитель: Давайте попробуем выбрать алгоритм написания письма. Коллективно составляется алгоритм написания письма.

(Появляется на экране алгоритм написания письма)

(Каждая группа получает правила заполнения конверта)

(Смотри приложение)

VI. Отчёт групп. Чтение лучших работ.

VII. Заключительная часть урока (рефлексия).

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке?

(Многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов.)

- Что вас удивило?

- А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным)

Учитель: Пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Дети рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения)

Учитель: К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чём написал Ваня дедушке. Прочитайте дома рассказ Чехова “Ванька Жуков” и определите вид письма. А Ване напишите письмо – рассказ о нашем уроке. Не забудьте правильно заполнить конверт.

Список использованной литературы и ресурсов.

  1. В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2005. –348 с.: ил.
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. -944 стр.
  3. www.ru.wikipedia.org