Интегрированный урок занятия по праву и обществознанию на тему "Счастливая семья: что это такое?"

Разделы: Социальная педагогика


Целевая установка:

  • закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;
  • сформировать ответственное отношение к созданию семьи, родительству;
  • продолжить: воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность); воспитание социально – ответственной личности.

Литература:

  1. Издательство краевого комитета по молодёжной политике правительства Хабаровского края «Моя семья – моя защита!», справочное пособие для молодой семьи/ изд.дом «Дальний Восток» 2004г.
  2. «О любимой маме» Москва, Аст. Астрель, 2006г.
  3. Право. Т. В. Кашанина, издательство ВИТА пресс, 2006г.

Оборудование: плакаты, выставка литературы и иллюстраций; слайды, проектор, экран; ЦОРы Министерства образования по обществознанию; музыкальная запись песни в исполнении М.Боярского «Остров детства» в формате mp3.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Из обращения губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева к молодежи:

Однажды, хочется думать, что на основе любви, вы сделаете свой выбор и станете не просто девушкой или юношей, а приобретёте совершенно иной статус:

«Семья!» И она должна стать надёжной и прочной, а ещё – счастливой! А для этого необходимо уметь строить прочные, бесконфликтные отношения, доверять, прощать. Ведь вы такие разные: у вас разное воспитание, разные жизненные принципы, разные увлечения.

В 9-ом классе мы изучали проблемы нравственной, а в 10-ом – правовой основ брака и семьи. Сегодня мы проводим интегрированный урок совместно с социальным педагогом, поскольку данная тема имеет огромное социальное значение. Тема сегодняшнего урока: «Счастливая семья, что это такое?»

Откройте тетради, запишите тему урока. По ходу рока прошу вести записи интересных на ваш взгляд моментов.

(слайд №1)

2. Целевой установкой нашего урока являются следующие задачи:

(слайд № 2)

  • закрепить знания учащихся по правовым и нравственным аспектам семейных отношений;
  • сформировать ответственное отношение к созданию семьи родительству;
  • продолжить воспитание навыков достойного поведения (равенство, уважение, взаимопонимание, умение оценивать ситуацию, бесконфликтность), социально ответственной личности;

3. Прежде чем перейти к изучению новой темы нам необходимо повторить изученное ранее.

Что такое:

  • семейное право?
  • брак
  • семья
  • каковы основные функции семьи?

Посмотрите на экран, проверим правильность ответов. На слайде даны ответы на поставленные вопросы.

(слайд № 3)

4. Вывод – обобщение учителя.

5. Переход к изучению нового материала;

(слайд № 4)

Семья – это сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей. И, понятно, что далеко не все стороны семейных отношений могут быть урегулированы правом. Право бессильно, например, в регламентации духовных, психологических связей, взаимных чувств между членами семьи. Однако право оказывается единственно возможным и действенным средством в регулировании узловых моментов семейной жизни. Оно вносит в семейные отношения необходимую определённость, их признание и защиту обществом и государством. Вы уже владеете базовыми знаниями по праву об условиях заключения брака, брачного контракта; взаимных правах и обязанностях супругов, родителей, детей. Сегодня на эти понятия мы посмотрим несколько с другой стороны. Каждый, кто вступает в брак, надеется, что он будет счастливым. Что же вкладывается в понятие «счастливая семья?» Хочется обратить внимание, что мы будем с вами говорить о тех семьях, которые создадите вы сами в будущем.

6. Выступление социального педагога Зубаревой Т.А.:

В архиве одной счастливых семей найдена фотография, но часть изображения на фото стерта временем. Вам предлагается дорисовать недостающие фрагменты фотографии счастливой семьи.

Тренинг «дорисуй фотографию».

Рисунки собрать.

7. Толстихина А.Л. дает задание классу, проводит опрос:

- каковы, на ваш взгляд, 3 главные составляющие семейного счастья?

(учащиеся называют, предварительно записав в тетради).

В это время Зубарева Т.А. обрабатывает материалы тренинга «Дорисуй фотографию»

8. Сопоставление проанализированных рисунков и ответов со статистическими данными по Хабаровскому краю проводит социальный педагог:

- 86,6% процента опрошенных молодых жителей Хабаровска ответили, что для них эти составляющие:

  1. Любовь
  2. Рождение здоровых и желанных детей
  3. Наличие собственного жилья

(Сравнить с результатами в классе, показать примерный первоначальный вариант фотографии)

9. Учитель обществознания:

Печально, что в последние годы всё чаще говорят о кризисе семьи. Она стала неустойчивой, конфликтной, малодетной или даже бездетной.

  • Почему, как вы считаете, возникают подобные конфликты?

(неумение общаться, отсутствие собственного жилья, неумение распределить, пусть и скромный, бюджет).

В последние годы всё меньше и меньше семей хотят иметь детей.

  • Как вы думаете, почему?

10. Зубарева Т.А.:

Вы можете быть счастливыми и здоровыми, если будете ответственными, а чтобы ими стать, нужно хорошо представлять себе, что такое планирование семьи.

  • На ваш взгляд, что это такое? (несколько ответов учащихся)

А на самом деле «Планирование семьи» - это:

  • Ответственное родительство;
  • Право человека решать когда и сколько иметь детей.

(сделайте записи в тетради).

11. Учитель обществознания:

Основными функциями семьи являются биологическая и репродуктивная. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев, дело сложное и нескорое. Вступая в брак вы становитесь участниками небывалого социального эксперимента. А насколько он труден, можно судить хотя бы потому что даже юридические нормы семейных отношений изменялись на протяжении жизни одного поколения четырежды.

Это не удивительно, ведь семья это в первую очередь социальная структура, изменяется общество, изменяется и семья.

Мы по-разному воспринимаем мир, по разному смотрим на одни и те же вещи. У каждого из нас свое представление о семье. Но самые разные представления можно объединить стихотворением 12-летнего мальчика:

(слайд №5)

Дни бегут в трудах упрямо,
Но живем мы очень дружно;
Я, братишка, папа, мама, -
Что еще для счастья нужно?

Прошу обратить внимание на иллюстрацию на доске «Счастливая семья!?» (комментарий иллюстрации)

12. Социальный педагог:

Первое слово в жизни человека – слово «мама». Предлагаю вам посмотреть слайды, посвященные всем мамам планеты.

просмотр слайдов «Моей мамочке»

13. Учитель обществознания:

Оцените “Послание родителям от ребенка” (стр.34 из справочного пособия для молодой семьи )

(обсуждение результатов и мнений учащихся).

Всем хорошо известно, что маме в семье без папы очень трудно.

(слайд №6)

Из письма 12- летней девочки:

У меня самый замечательный папа на свете.
Мы с ним учимся, отдыхаем.
Я самая счастливая потому, что меня родил папа.

14. Социальный педагог:

А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.

Предлагаю конкурс для юношей, будущих отцов: кто быстрее и лучше запеленает куклу.

Жюри- класс (зрители).

Кто лучше - определяете аплодисментами. (Призы–пустышки)

15. Учитель обществознания проводит тестирование «Ваша потребность в детях»

(стр. 20 из справочного пособия для молодой семьи).

Тексты заранее приготовлены. (Ключ к тесту в конце текста)

I в. Чего хотят от вас родители?
II в. Чего вы хотите от своих родителей?

Обобщение ответов учащихся. Данные опросов учащихся школ Хабаровска:

  • все дети знают, что родители хотят, чтобы они хорошо учились, убирались, были самостоятельными, послушными и т.д.
  • подростки же в один голос требуют от родителей понимания, уважения, свободы действий, чтобы не вторгались в их внутренний мир.

Но самое главное, что все родители желают видеть своих детей счастливыми.

Вот пожалуй и все…

Мы вновь вернулись к слову «Счастье», «счастливый», «счастливая семья».

В жизни часто бывают трудные ситуации.

16. Социальный педагог:

Мы предлагаем вам адреса, куда вы можете обратиться при необходимости за советом, помощью, консультацией.

(слайд №7).

Более подробную информацию вы можете индивидуально получить в кабинете социального педагога.

17. Учитель обществознания:

Попробуйте записать 2 -3 предложения в тетради обобщающих и подводящих итог теме сегодняшнего нашего урока.

(Зачитываются ответы, учитель обобщает).

В заключение урока хочется использовать метод от обратного.

(Страница 30, пособие для молодой семьи )

Оценки за урок вам поставит жизнь.

Домашнее задание:

Подобрать стихи, высказывания и оформить из семейных фотографий композицию «Счастливая семья» на листах формата А4.

Приложения.

Фоторепортаж.