Определение способа восприятия информации и его применение на занятиях художественного отделения

Разделы: Школьная психологическая служба, МХК и ИЗО


Практически всем известно, что всех людей в зависимости от ведущего способа восприятия информации можно разделить на 3 основные группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Визуалы воспринимают информацию через органы зрения. Они “видят” информацию. Аудиалы основываются на слухе. Кинестетикам важны разные ощущения телесные, осязательные, двигательные.

Кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в школе искусств, выводы делаются в основном по наблюдениям. На что обязательно обращают внимание? Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением: “смотри”, “наблюдать”, “картина”, “на первый взгляд”, “прозрачный”, “яркий”, “красочный”, “как видите”, “предствляю”. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием: “голос”, “послушайте”, “обсуждать”, “молчаливый”, “тишина”, “громкий”, “благозвучный” и т. д. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (“схватывать”, “мягкий на ощупь”, “теплый”, “прикосновение”, “стеклянный”).

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать стенды, плакаты на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Визуал. Если ученик чаще употребляет слова, фразы, типа: “Все ясно”, “Теперь я четко вижу”, “На первый взгляд”, “Могу себе представить” перед вами визуал. Слушая Вас, он внимательно и не отвлекаясь, будет смотреть в глаза, черпая из их выражения и вашей мимики для себя дополнительную информацию. Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, не отвлекается на шум. У таких детей богатое воображение и хорошо развито образная память. Рисунки аккуратные, а девочки-визуалы большое внимание уделяют нарядам и украшениям. Для визуалов очень важно наличие наглядных материалов, причем эстетика оформления играет огромную роль. Работая с группой визуалов, больше обращать внимание на описание предметов: цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом особо важные слова и термины. Использовать наиболее образные выражения, большое место уделять наглядности (яркие картины, плакаты, схемы). При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, делать зарисовки. При работе над эскизами к композиции он может сделать несколько вариантов, пока аудиал будет проговаривать, вслух описывать свою идею.

Аудиал хорошо воспринимает информацию, слушая ее. Характерные обороты речи. “Это звучит заманчиво”, “слушаю”, “Ну, давай, рассказывай”. Дети аудиалы обычно очень общительны, разговорчивы, легко запоминают то, что слышали, о чем говорили, то есть имеют хорошо развитую слуховую память. Нередко они имеют богатый словарный запас, хорошо умеют убеждать и уговаривать. Любят слушать музыку, а подвижные игры их не очень привлекают.
Новый материал желательно рассказывать выразительным голосом, а важные моменты выделять интонациями. Для них вы можете по ходу объяснения постукивать карандашом по предметам натюрморта. Эти дети легко отвлекаются на посторонние звуки. На занятиях для таких учеников нужен диалог и звуковое сопровождение. Пусть они проговаривают этапы творческой работы. Для запоминания, им материал нужно произнести вслух. Чтобы запомнить автора картины – попросите описать портрет художника (внешность и технику написания). Работая с группой аудиалов, стараться использовать вариации голоса (громко тихо, высоко — низко, паузы), применять аудио записи, колокольчики, свистульки. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно сопровождать музыкой.

У кинестетика главный инструмент восприятия тело, а главный способ восприятия – движение. Чтобы понять новое, им надо повторить действие руками. Если это информация справочная надо записать ее собственноручно. В этом поможет ведение тетради по искусству для новых терминов. Любимые занятия лепка из глины, тестопластика, бумагопластика, оригами, витраж. Объясняя тему, напомните, что кувшин глиняный и хрупкий, а ткань мягкая на ощупь. Чтобы лучше ему понять форму предметов натюрморта, дайте задание слепить из пластилина предметы натюрморта, но небольшого размера. Перед тем как поставить натюрморт, дайте возможность ученикам потрогать драпировки, кувшины, гипсовые розетки, муляжи. Кинестетики любят грызть карандаши, мять бумажки. Поэтому всегда находить для таких учеников полезное занятие, чтобы творческую энергию направить на созидание.

Работая с группой кинестетиков, учитель может использовать жесты, прикосновения. Важно помнить, что для них характерна медленная скорость мыслительных процессов. Желательно использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе, чтобы в случае необходимости помочь ученику в выполнении того или иного задания. Для кинестетиков главное ощущения, поэтому помощь учителя выражается в действиях (поправить руку, правильно расположить корпус и т.д. Важно не заставлять кинестетика сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, принести муляж). Запоминание материала у него легче происходит во время движения. Кинестетики воспринимают информацию с помощью других органов чувств (осязание, обоняние, вкус), а также при участии моторики (двигательной активности). В их речи много слов, связанных с ощущениями (мягкий, теплый, нюхать, хватать). Дети-кинестетики обычно очень подвижны, с хорошо развитой моторикой, при этом им трудно бывает подолгу удерживать внимание на каком-либо предмете. Они особенно чувствительны к прикосновениям, поэтому часто нуждаются в “телячьих нежностях” со стороны значимых взрослых. Любому наряду предпочтут комфортную одежду.

Почему важно знать, какой тип восприятия информации преобладает у вашего ребенка?
Зная, кто ваш ребенок – аудиал, визуал или кинестетик, вы можете использовать это в обучении, сможете общаться с ребенком на его языке, развивать другие каналы восприятия и добиваться тем самым наилучшего восприятия информации и более успешного обучения как результата.
Для визуалов хороша разнообразная жестикуляция, особенности мимики. Для аудиалов важна интонация, тембр голоса, вариации “громче-тише”, паузы в речи. Чем четче и выразительнее речь, тем лучше аудиал все усвоит. Кинестетику можно положить руку на плечо, на руку; взяв за плечи, повернуть к себе, привлечь его внимание помогут прикосновения к рукам.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.