Организация клубной деятельности одаренных учащихся по биологии (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. При создании необходимых условий у большинства детей возможно развить ту или иную одаренность. В этом случае организация деятельности сводится не столько к работе с отдельными способными учащимися, сколько к созданию в образовательном учреждении системы условий, в которых проявятся и разовьются компетенции всей группы учащихся.

В Лицее-интернате №2 Московского района г. Казани сообщества одаренных учащихся и их наставники объединены в постоянно действующие олимпиадные клубы (исторический, биологический, английский и информатики), каждый из которых ежегодно подготавливает победителей и призеров предметных олимпиад всех уровней.

Основные принципы организации работы олимпиадного клуба:

1. Непрерывность и регулярность проведения занятий в течение всего календарного года. Для нашего лицея одной из важнейших форм работы с одаренными учащимися стали так называемые “профильные смены” (учебно-тренировочные курсы в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам и ЕГЭ), которые органически связаны с занятиями в системе дополнительного профильного образования в течение всего учебного года.

Олимпиады различного уровня и другие конкурсные мероприятия по предмету круглогодично мобилизуют учеников и их наставников. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательских проектов, прежде всего, в электронном виде, отрабатывание навыков научной дискуссии, “прорешивание” заданий предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Одиннадцатиклассникам рекомендуется участие в интернет-олимпиадах престижных вузов (МГУ, КФУ, КГМУ и др.).

2. Отбор участников в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций и результативностью на внутришкольных, муниципальных, республиканских олимпиадах. Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.

3. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе клуба, ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и корпоративной культуры. Они становятся незаменимыми помощниками учителя-предметника.

Кроме этого, клаберы имеют возможность реализации своего познавательного интереса; желания: “быть лидером”; быть членом успешной команды (которая является лучшей в Московском районе, а район – лучшим в Татарстане); поступить в вузы без экзаменов по результатам олимпиад, утолить свои патриотические чувства (представлять родное образовательное учреждение лицей – интернат №2; город, Республику Татарстан).

4. Преемственность. При комплектовании учебной группы целесообразна разновозрастность учащихся (8, 9, 10, 11 классов).

Приоритетными являются самообразование клаберов и конструктивное взаимодействие их друг с другом. В этом случае, для старших открывается возможность проявить себя в роли наставников, тьюторов, консультантов. Для младших же участие в работе клуба это приобретение разностороннего опыта, и лучшая мотивация к “погружению” в предмет. Занимающиеся в биологическом клубе неизбежно становятся отличниками биологического образования в своих классах. Не менее значимым в работе клуба является участие “ветеранов олимпиадного движения” (по выражению самих ребят) в организации и проведения занятий в качестве экспертов. Речь идет о выпускниках клуба, которые сегодня являются студентами.

Таким образом, создается та самая конструктивно-интеллектуальная среда, в которой ребята становятся фактором развития (образования и воспитания друг друга).

5. Сотрудничество с ВУЗами и другими образовательными учреждениями. Приглашение специалистов высшей школы для проведения занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий и др.) позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию.

Лицей-интернат №2 совместно с Городским центром творческого развития и гуманитарного образования г. Казани планирует проведение городского турнира юных биологов для команд школьников учебных заведений, показавших наиболее высокие результаты на предметной олимпиаде по биологии.

6. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся для нас является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей клубной деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности.

7. Разнообразие форм учебной деятельности, которые позволяют отработать такие учебные цели как понимание, применение, анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У одаренных детей отчетливо выражена исследовательская потребность. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания. Исходя из этого, мы отказались от классических лекционных занятий, как неэффективных. Изложение учебного материала (преподавателем, либо клабером) проходит в активной форме, с применением элементов эвристической беседы, сравнительного анализа, поисковой деятельности (нахождение причинно-следственных связей), практических работ. Активные и интерактивные формы работы тесно взаимосвязаны: “Биологические бои” (авторская разработка) и турниры, а также работа с различными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую помогают актуализировать знания и построить понимание темы при подготовке исследовательских проектов.

Разнообразие применяемых нами форм учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций учащихся.

Например: 1) эвристическая беседа – биолого-познавательных, мировоззренческих; 2) биологические бои и турниры – биолого-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих; 3) подготовка исследовательских проектов – информационных, мировоззренческих; 4) работа с информацией в различных знаковых системах – информационных, биолого-познавательных.

Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки призёров и победителей предметных олимпиад всех уровней, отличную сдачу Единого государственного экзамена и успешное обучение в престижном вузе.

8. Использование информационных технологий. Эффективная работа клуба невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, интерактивные задания и олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и на электронных носителях. В соответствии с требованиями всероссийских олимпиад, нами используются не только школьные, но и вузовские учебники, справочники и др. При этом важно осуществлять своевременную ротацию учебной литературы, особенно во время школьных каникул, и учитывать возраст и степень подготовленности клабера. Безусловно, не все учащиеся могут быть успешны в предметных олимпиадах различного уровня, некоторые из них ориентированы только на подготовку к ЕГЭ. Такие ребята получают доступ к ресурсам клуба: учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), а сами клаберы являются тьюторами на занятиях этих, своего рода, подготовительных групп.

9. Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя-руководителя клуба. Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся. Мне, как руководителю биологического клуба, это послужило дополнительным стимулом для участия и победы в конкурсах ПНПО 2008 и 2010 гг.

За последние шесть лет представители Биологического клуба лицея 31 раз становились призёрами и победителями регионального этапа и 20 раз победителями и призёрами Заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников по биологии и экологии. Это заслуга не только руководителя клуба, но и всего коллектива, администрации лицея. В нынешнее непростое время изыскиваются средства для улучшения материально-технической базы клуба, материального и морального поощрения наставников и наиболее успешных клаберов, создаются индивидуальные образовательные траектории для олимпиадников республиканского и федерального уровня. В лицее создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах.

В заключении хотелось бы сказать, что работа с одаренными подростками вообще и деятельность олимпиадного клуба в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство.