Урок окружающего мира "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить правилам безопасного поведения в природе;
  • расширить знания учащихся о ядовитых растениях и грибах;
  • развивать логическое мышление и воображение;
  • познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении    грибами, ядовитыми растениями.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением различных видов молний;
  • иллюстрации с изображением ядовитых растений;
  • иллюстрации с изображением съедобных и ядовитых грибов, 2 лукошка;
  • карточки с названием опасных природных явлений;
  • ребусы по теме: «Ядовитые растения»

ХОД  УРОКА

1. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места»  (учебник с.18)

Выставка и обсуждение условных знаков, нарисованных дома.

2. Сообщение темы урока

– Мы часто говорим, что природу нужно защищать. И это верно. Но бывают случаи, когда приходится защищаться от природы. Сегодня на уроке мы с вами  поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас в природе.

Тема урока: «О молниях, змеях, собаках и прочем». Изучать природные опасности мы будем по плану:

А) Вид природной опасности.
Б) Где можно встретить.
В) Правила безопасности.
Г) Первая медицинская помощь.

– Послушайте загадку и вы узнаете название первой опасности, с которой можно встретиться в природе.

Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

– Когда бывают эти природные явления?
– Как вы думаете, что опасней – гром или молния?
Первая природная опасность, о которой мы с вами поговорим, это МОЛНИЯ.

(На доске вывешиваю карточку «МОЛНИЯ»)

– Где можно увидеть молнию?
– Посмотрите на иллюстрации разных видов молний, и попробуйте дать им названия. (Линейная, шаровая)

Рассказ учителя:

Линейная молния на равнинах, как правило, бьёт из облака в землю или в воду. Более опасны разряды, проскакивающие от земли в облако. Молния, как правило, ударяет в высокие объекты. Шпили высоких домов и церквей, антенны и мачты могут служить громоотводом. Линейные молнии часто являются причиной возникновения лесных пожаров. Вода часто притягивает молнию.

Т.Б.

– Что же делать, если в небе появились линейные молнии?

  • Если гроза вас застала купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
  • Одиночные деревья тоже притягивают молнии. Поэтому находиться во время грозы под деревом опасно.

– Если природа линейной молнии ясна и её поведение предсказуемо, то природа шаровой молнии до сих пор не понятна. Светящиеся шары  голубого, зелёного, желтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-нибудь предметом.

Т.Б.

– Что же делать, если всё же в ваш дом влетела шаровая молния? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает   новую для детей информацию).

  • Прежде всего, нельзя делать резких движений и тем более убегать.
  • Держитесь подальше от  электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.

Закрепление материала по плану

Предлагаю учащимся рассказать о линейных и шаровых молниях по плану:

А) Вид природной опасности.
Б) Где можно встретить.
В) Правила безопасности.
Г) Первая медицинская помощь.

Другие учащиеся дополняют рассказы учеников.

– А сейчас мы с вами отправляемся в лес. Светит яркое солнце, дует ветерок, цветут   цветы.
– Какие опасности можно встретить в лесу?  (Учащиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых: грибы, животные, змеи, ядовитые растения и т.д.)
– Первая лесная опасность, о которой мы с вами поговорим, это ГРИБЫ.

(На доске вывешиваю карточку «ГРИБЫ»)

– Какие правила сбора грибов вы знаете? О чём надо помнить, собирая грибы?
– Давайте поиграем в игру: «Грибники».  (На доске нарисованы два лукошка с названиями:«СЪЕДОБНЫЕ» и «ЯДОВИТЫЕ»). Я буду читать вам загадки про грибы, вы их должны отгадать, найти иллюстрацию с изображением данного гриба и прикрепить картинку в лукошко.

1 загадка:

У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит,
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Смотри не бери его с полянки,
Его называют… (поганка).

– На какой гриб похожа бледная поганка?

2 загадка:

Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их… (опята).

– Посмотрите на иллюстрации с изображением осенних и ложных опят.
– Определите отличие ложного опёнка от опёнка съедобного.

3 загадка:

Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)

4 загадка:

Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички)

5 загадка:

В лесу под берёзкой крошка:
Только шапка, да ножка.  (Подберёзовик)

6 загадка:

На бору, на яру
Стоит мужичок –
Красный колпачок. (Мухомор)

Т.Б.

– О чём надо помнить, собирая грибы в лесу?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает   новую для детей информацию).

  • Никогда на собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.

Первая медицинская помощь

– Если вы всё же отравились грибами, каковы будут ваши действия? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

  • Первая помощь при отравлении грибами состоит в промывании желудка.
  • Необходимо обратиться к врачу.

– Мы с вами продолжаем путешествовать по лесу, вокруг много красивых цветов, ягод. Среди них есть и опасные для человека растения. Отгадайте ребусы и прочитайте названия ядовитых растений.

На доске появляется табличка: «ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ»

Ребусы:

ББЕЛ – Б + ЕС – С + НА   (БЕЛЕНА)
ДУАР – А + МВАН – В    (ДУРМАН)
*ОРО**Й                           (ВОРОНИЙ  ГЛАЗ)
ДЫШ     ЛАН                    (ЛАНДЫШ)

– Рассмотрите иллюстрации с ядовитыми растениями. Какие вам знакомы?

Т.Б.

– О чём надо помнить, когда вы встретите в лесу эти растения? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает  новую для детей информацию).

  • Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобные.

Первая медицинская помощь

– Если вы всё же отравились плодами ядовитого растения, каковы будут ваши действия? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

  • Первая помощь при отравлении растениями состоит в промывании желудка.
  • Необходимо обратиться к врачу.

– Лесные путешествия полны опасностей, но кроме грибов и ядовитых растений, в лесу можно встретить и жалящих насекомых, ползающих змей, диких животных.

На доске появляется табличка «ЖИВОТНЫЕ»

 – Кого мы называем «жалящими» насекомыми? (Оса, пчела, шмель, шершень)

Т.Б.

– Как защитить себя от укусов насекомых? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает  новую для детей информацию).

  • Не приближайтесь к пчелиным ульям.
  • Не разоряйте гнёзда ос.
  • Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним.
  • Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое, осы часто забираются в мёд, варенье, фрукты.

Первая медицинская помощь

  • Если вас ужалила пчела, необходимо осторожно удалить жало из места укуса.
  • Оса не оставляет жала и может жалить неоднократно. Чтобы уменьшить боль, необходимо на место укуса положить что-нибудь холодное. Пострадавшему следует чаще пить. Обратитесь к врачу.

– Кому посвящена следующая загадка?

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать опасно –
Укусит! Ясно? (Змея)

– Где встречаются эти животные?
– Прочитайте текст в учебнике на странице 26 и подготовьтесь рассказать о змеях по плану.

Первая медицинская помощь

  • Главное – спокойствие.
  • Если вас укусила змея, то во-первых надо отсосать яд из ранки и выплюнуть его. После этого рот необходимо прополоскать. Пострадавшему дают чаще пить.
  • Необходимо обратиться к врачу.

– Наш урок подходит к концу. У кого есть вопросы по теме? Что вам было непонятно?  Что на уроке вам понравилось особенно? Что вы узнали нового? О чём вы уже знали?
– В конце урока я предлагаю проверить ваши знания с помощью карточек – тестов.
Каждый из вас получит карточку,  на которой вы должны выполнить предложенное вам задание.

Проверка изученного на уроке:

1 тест:

– Вы гуляете зимой в парке. Вдруг из-за кустов выбегает собака и с лаем бежит в вашу сторону. У вас в руках клюшка и сумка с коньками.
Выберите из предложенных вариантов правильные и номер обведите кружком.

1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.
2. Сохранять спокойствие.
3. Убежать от неё.
4. Остановившись, повернуться к собаке лицом вполоборота.
5. Громко позвать хозяина собаки.
6. Если собака прыгает на вас, надо закрыть лицо и горло руками.

2 тест:

– Летом вы решили пойти искупаться в речке. Вода была тёплая и вы с ребятами устроили соревнования по плаванию. Но вдруг началась гроза. Засверкала молния.
Выберите из предложенных вариантов правильные и номер обведите кружком.

  1. Буду дальше плавать.
  2. Выйду немедленно из воды.
  3. Встану под дерево.
  4. Спрячусь в овраге.
  5. Буду держаться подальше от электрических проводов.
  6. Буду быстро бегать по берегу, вдруг молния не попадёт в меня.

3 тест:

– Вы отправились в лес за грибами. Вокруг цвела белена, вороний глаз, ромашка, колокольчики и много других цветов. Я собрал(а) полную корзину грибов и букет цветов. Мама обязательно сварит вкусный грибной суп!

Задание: ответить письменно на вопросы:

  • Какое лекарственное растение вы встретили в рассказе? Ответ:______________
  • Выпишите название ядовитых растений, которые вам  встретились. ________________________________
  • Подчеркните только съедобные грибы: мухомор, ложноопёнок, подосиновик, подберёзовик, лисички, шапиньон, бледная поганка.

Домашнее задание:

– Прочитать в учебнике страницы 23-28, ответить на вопросы.
– Придумать и нарисовать условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.