Управление инновационной деятельностью в сельской малокомплектной школе

Разделы: Администрирование школы


Современное время – это время позитивных перемен, перехода к инновационному развитию. Наша школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационная деятельность подлежит профессионально грамотному, научно обоснованному управлению, включению в деятельность системы управления образовательным учреждением и самого руководителя как основного лица, управляющего им. Школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учётом возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается через реализацию личностно-ориентированного образования. К условиям и факторам личностно-ориентированного образования мы относим природные задатки человека; особенности семьи и её отношение к ребёнку; социальную среду, в которой живёт и развивается человек; воспитательное учреждение, в котором он получает образование.

Основные направления инновационной деятельности:

  • Совершенствование структуры и содержания образования;
  • Предпрофильная подготовка;
  • Информационно-коммуникативные технологии в воспитательном процессе;
  • Здоровье и здоровье сберегающие технологии;
  • Воспитательная работа.

Координационным центром, обеспечивающим управленческую деятельность, является директор и Совет школы. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Осуществлён переход к виду контроля, образующего коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая для управления педагогическим процессом, сотрудничества директора и его заместителя с учителями, учащимися и их родителями.

Произошли изменения и в научно-методической работе школы. Это использование дифференцированного подхода в работе с кадрами, работа в творческих группах; изучение и внедрение инновационных методик, осуществление профессионального развития и поддержка педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий; индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование различных видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, подбор материалов и др.).

Существенные изменения видны в организации учебно-воспитательного процесса:

организация учебно-развивающей среды → трансформация содержательных компонентов обучения (переход на образовательные стандарты первого поколения, подготовка к переходу на ФГОС) → структурирование содержания обучения → изменения в структуре урока: организация ситуации выбора на уроке, партнёрское взаимодействие учеников и учителей, использование исследовательских методов, научных проектов. [1]

Важнейшее условие совершенствования образования в 21 веке – союз семьи и школы: учитель, ребёнок, семья.

Обновление содержания образования в нашей школе:
– Учителя начальных классов работают по УМК “Школа России” и “Классическая начальная школа”;
– В среднем звене концентрированное изучение предметов: литература 5–9, химия 8–9 классы;
– Курсовая подготовка всех педагогов по использованию персонального компьютера;
– Предпрофильное обучение учащихся 8–9-х классов; курсы по выбору;
– Работа школы раннего развития.

Действуют и обновляются такие программы как “Программа развития школы”, “Образовательная программа школы”, “Программа воспитания”, “Программа информатизации”, программы “Школа и здоровье” и “Одарённые дети”.

Предпрофильное обучение направлено на самоопределение выпускника основной школы. Учителями разработаны программы элективных курсов, модели портфолио учащихся. Активно ведётся профориентационная работа с учащимися классными руководителями. Богатый опыт работы по данному направлению у Калинкиной Надежды Геннадьевны.

Актуальным для всех сфер деятельности школы стало использование информационно– коммуникационных технологий. ИКТ используются в ходе всех открытых уроков, внеклассных мероприятий. Программы элективных курсов созданы на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов. Результатами работы элективных курсов являются защита рефератов, демонстрация презентаций.

2010 год… На съезде работников образования нашей области на слайде был тезис “Мы стремимся в послезавтра”. Каким оно будет? Что потребует от педагогов и выпускников? Какими качествами должен обладать выпускник, чтобы достойно жить и трудиться? Ответы на эти и другие вопросы ищут педагоги нашей школы.

Челюканова Наталья Юрьевна, учитель математики, активно применяет на уроках исследовательскую деятельность, развивает творческий потенциал учащихся через применение личностно-ориентированного подхода.

Всеми педагогами школы эффективно используются на уроках проектные и информационные технологии обучения. Проектная технология даёт возможность воспитать ученика – исследователя проблемы.

Результатами поиска новых форм, моделей, технологий работы, обменом оригинальными идеями и творческими находками, обобщением опыта являются победы педагогов школы в традиционном районном конкурсе на лучшую методическую разработку урока “Формула успеха”: ИЗО в 1 классе “Элементы цветочного узора Городца” – учитель Аржанова А.А., география в 6 классе “Реки” – учитель Зудова Ю.Ю., физкультура в 5 классе “Спортивная эстафета с нестандартным оборудованием” – учитель Калинкина О.А. и др. В Год учителя Летягина Т.М. стала дипломантом всероссийского конкурса “Управление современной школой”. Радует и участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях (Никишков Иван – 2 место во всероссийском конкурсе “Моя Родина” в номинации “Я сам”; Аржанов Игорь – во всероссийском географическом чемпионате занял 68 место, оставив после себя 50 тысяч участников; трое учащихся школы награждены сертификатами за участие во всероссийском конкурсе “Мамонтёнок – талисман” и др.) и традиционных районных конкурсах “Ученик года”.

Именно в школе формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. В рамках направления здоровье и здоровье сберегающие технологии ведётся работа по программе “Школа и здоровье”, главной задачей которой является привитие желания учащимся заботиться о своём здоровье с начальных классов. Богатый опыт работы по данному направлению имеют учителя начальных классов Аржанова Аксана Александровна и Глебова Елизавета Фридриховна.

Одной из важнейших задач в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Это более приемлемо в условиях малокомплектных сельских школ. “Мы должны воспитать молодёжь, которая сможет поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения”. [2]

Цель воспитательной работы нашей школы: гармоническое развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а так же выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Составляющими воспитательной деятельности являются:

  • Внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность, курсы по выбору, объединения дополнительного образования),
  • внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, культпоходы, поездки),
  • внутриклассная жизнь (организация традиционных дел, межличностные отношения),
  • организация самообслуживания (дежурство по школе, классу, субботники, выращивание овощей).

Демократические отношения осуществляются умением учащихся управлять жизнью коллектива. Участие в самоуправлении помогает детям самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Школьное самоуправление представлено детской организацией “Организация объединённых планет” (ООП), руководит которой вожатая Калинкина Олеся Александровна.

При планировании воспитательной работы мы учитываем все сложившиеся традиционные направления и формы, особенности, интересы коллектива как педагогического, так и ученического. Но вместе с тем учитываем и то, что значительно изменилась функция классного руководителя: он занимает позицию тьютера, профессионально сопровождающего и поддерживающего движение ученика. И именно это становится главным в инновационном подходе к воспитанию.

Личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся через совместную деятельность с родителями успешно осуществляет классный руководитель Аржанова Надежда Александровна.

Воспитательная работа в школе ведётся по следующим направлениям: школа и родители, здоровье сберегающая деятельность, экологическая деятельность, познавательная деятельность, патриотическая деятельность, трудовая деятельность, художественная деятельность, профориентационная работа, традиции школы.

Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.

“От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины”
В.А. Сухомлинский.

Память связывает поколения. Силами учащихся под руководством педагогов собран богатый краеведческий материал. Создана история родной школы, история нашего села Вахрушево, которому недавно исполнилось 335 лет. Школа выступала организатором праздника Юбилея села. Налажена тесная связь не только с районным краеведческим музеем, но и с Государственным краеведческим музеем г. Новосибирска. 70 лет назад в нашем селе был найден скелет мамонта, который помещён в Новосибирский краеведческий музей. Он экспонируется в течение 60 лет. Отсюда и завязалась наша дружба с сотрудниками музея. В прошлом году мы дважды принимали экспедицию областного музея, учащиеся школы, педагоги вместе со старожилами села были приглашены на День рождения Матильды (так работники музея назвали скелет мамонта). Много работы сделано по сбору и оформлению информации по теме “Никто не забыт, ничто не забыто”: “Наши земляки на основных фронтах Великой Отечественной войны”, информация о каждом из ветеранов– односельчан – участников Великой Отечественной войны, статистические данные. К сожалению, у нас нет в живых ни одного ветерана, но учащиеся посещают их вдов, тружеников тыла, беседуют с ними, составляют документальные материалы об их трудовой деятельности, приглашают на праздники школы, оказывают шефскую помощь. Собранный материал используется на уроках, классных часах. Во всей этой работе принимают участие и родители учащихся. В настоящее время ведётся работа по сбору материала “Дети войны д. Вахрушево”.

Педагоги и дети участвуют в районных и областных конкурсах патриотического направления. Например, в районном конкурсе “Лучший сценарий воспитательного мероприятия, посвящённый Юбилею Победы” Аржанова Н.А. и Калинкина Н.Г. заняли 3 место. Учащиеся школы награждены Почётной грамотой губернатора Новосибирской области памятным подарком за активное участие образовательного учреждения в проведении областной патриотической экспедиции “Молодёжь Новосибирской области – 65-летию Великой Победы” и фоторепортаж о проведении патриотической экспедиции.

Многолетний опыт практической организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в сельском социуме позволяет утверждать: существенного оздоровления сельских детей можно добиться посредством развития их физической двигательной активности. В условиях нашего населённого пункта может целенаправленно работать в данном направлении только школа. Для этого мы внедряем инновационные технологии развития здоровье сберегающей деятельности. Введён 3-ий час физической культуры со 2 по 9 классы, подвижные перемены, спортивные часы, школьные и районные соревнования, Дни здоровья, систематическая работа факультатива “Разговор о правильном питании” в 1–6 классах, в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования оборудована спортивная площадка. В летний период в вечернее время организованы спортивные игры: педагоги, учащиеся, родители. Подавляющее большинство учащихся относится к основной группе здоровья. За последние 3 года снижается общий уровень заболеваемости учащихся. Все дети охвачены горячим питанием. Малое количество учащихся в классах позволяет наиболее эффективно проводить интегрированные уроки с разновозрастным составом учащихся, а так же уроки на свежем воздухе. Имеются положительные результаты по итогам конкурсов:

  • областной конкурс семейной фотографии “Разговор о правильном питании” в номинации “Кулинарные волшебники” – диплом и памятный подарок (семья Аржановых), 2008 г.;
  • областной конкурс “Наследники Победы – победителям” в номинации “Детские творческие работы” – диплом 2-ой степени;
  • первые места в районном конкурсе “Начальная школа – территория здоровья” (учителя Аржанова А.А., Глебова Е.Ф.), 2009 и 2010 г.г.;
  • 2-ое место в районном конкурсе “Разговор о правильном питании” в номинации “Семейная фотография” (семья Мухортовых), 2009 г.

Здоровье человека во многом зависит от окружающей среды, а значит необходимо формировать экологическое мышление и создавать экологически здоровую среду. Данное направление рассматривается в различных аспектах: на уроках биологии, химии, литературы и других предметах, где развивается и углубляется гуманное отношение к природе. Работают факультативы “Здоровячок”, “Экология и мы”, “Юные защитники природы” с целью формирования комплексных экологических представлений о природе, человеке и его деятельности. Интересны занятия кружков “Азбука здоровья”, “Земля – наш дом”, на которых проводятся викторины: “Экологическая тропа”, “В здоровом теле – здоровый дух”, практические занятия: “Помоги себе сам”, “Завтра наступает сегодня”, “Дружба человека и животного” и другие, которые воспитывают в детях личностные качества. Учащимися разработаны экологические проекты: “Живая вода”, “Зелёная улица”, “Ставим речке диагноз”, “Был родник совсем ничей, пусть он будет наш”.

Под руководством учителя биологии Черепановой В.И. была создана добровольная общественная организация “Гармония”, в которую входят педагоги, учащиеся, родители, жители села, общественность. В 2002 году организация защитила проект “Возвращаю долги, Земля” в межрегиональном экологическом фонде “ИСАР – Сибирь” и получила гранд на его реализацию. Направление по благоустройству села действует и сейчас: уборка территории, выращивание цветов, посадка деревьев, ремонт мостика через реку Пальничиху.

Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. У нас сложилось плодотворное сотрудничество с администрацией муниципального образования Крутологовский сельсовет, с обществом с ограниченной ответственностью “Лесное”.

Каковы же виды деятельности наших воспитанников?

  • Уборка школьного двора; озеленение классных комнат; проведение генеральных уборок в классе.
  • Работа на пришкольном участке – выращивание цветов, овощей для школьной столовой.
  • Работа детской ремонтной бригады “Мастерок” по ремонту школы.
  • Благоустройство села. Работа над социально – значимыми проектами.
  • Шефская помощь ветеранам войны и труда.
  • Оказание помощи ООО “Лесное” и участие в праздниках.
  • Экскурсии на предприятия района, села.
  • Выпуск стенгазет о жизни школы для предприятий, где работают родители учащихся (животноводческая ферма, гараж, контора).

Традиции трудно придумать – они складываются годами. Наши традиции, кажется, существовали всегда. Школа в нашем селе – единственный социо-культурный центр, такие праздники как “Здравствуй, школа!”, “Новогодний карнавал” для школьников и дошкольников, “День защитника Отечества”, “Мамин праздник раз в году”, “День Победы”, “Праздник Последнего звонка” являются значительными мероприятиями для всех жителей. Праздники, концерты, спектакли, КВНы, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха в нашей школе не только в будни, но и в воскресные дни.

Атмосфера человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от взрослого поколения жителей села старшим и младшим учащимся, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс прослеживает одну большую цель: способствование сплочению семьи, установление взаимопонимания между родителями и детьми, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Работа в данном направлении включает в себя следующие разделы:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний: родительский лекторий; семинары; практикумы; конференции; открытые уроки;
    индивидуальные консультации; творческие группы.
  2. Вовлечение общественности и родителей в учебно-воспитательный процесс: родительское собрание; совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; посещение семей; тематические встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, прокуратуры; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.
  3. Участие родителей и общественности в управлении школой: Совет школы; родительский комитет; Управляющий совет.

Результатом всех направлений учебной и воспитательной работы должна стать личность гражданина, ориентируемая в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самовоспитанию.

Таким образом, реализация комплексного проекта модернизации образования в значительной мере способствовала изменению подхода к управлению. Процесс управления школой стал совершенно иным, причём на всех уровнях – на уровне директора и первичного звена образовательного учреждения. В результате этой работы коллектив добился положительной динамики по следующим показателям:
– готовность педагогов к саморазвитию;
– готовность обучающихся к саморазвитию;
– положительная динамика здоровья;
– удовлетворённость учащихся и родителей отношениями в школе (приложение 1);

Что позволяет коллективу малокомплектной сельской школы добиваться положительных результатов? Развитие таланта учащихся, профессиональный труд учителей, умение руководителя школы нацелить весь коллектив на выполнение самых высоких целей и задач, вселить в них уверенность в достижении результатов. В настоящее время учитель – это создатель будущего, мы все должны быть устремлены в будущее. Мы не должны бояться обновлять систему и содержание нашей работы. Успех работы даже сельской малокомплектной школы зависит полностью от руководителя и педагогов школы.