Оказание психологической помощи ребенку в конфликтной ситуации со сверстниками

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Познакомить с проявлениями различных видов агрессивного поведения; научить родителей оказывать психологическую поддержку ребёнку в конфликтной ситуации; познакомить с различными упражнениями и приёмами снятия эмоционального напряжения.

Ход тренинга

Уважаемые родители!

1. Детские годы – самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, учителей.

Наши дети учатся взаимодействовать с окружающими и сверстниками с самых ранних лет жизни. Помимо игровых, учебных, дружеских отношений, дети сталкиваются с агрессивным поведением одного или двух участников общения, что зачастую приводит к возникновению конфликтов. Детям необходимо научиться правильно реагировать на агрессивное поведение сверстников. И в этом мы, взрослые, можем оказать детям важную помощь, необходимую поддержку.

Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задачей нашего тренинга является помочь ребёнку дома прожить трудного время конфликтной ситуации и оказать ему поддерживающую помощь.

Агрессивное поведение у ребёнка можно наблюдать уже с самого раннего возраста Агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В социальном плане личность должна неизбежно обладать определённой степенью агрессивности. В “норме” она может оказаться качеством приемлемым и необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфомности, пассивности поведения.

2. Упражнение на разогрев.

Родительские пары сидят вместе все в одном кругу.

Ведущая передаёт игрушку родителям:
– Одному из представителей семейной пары, взяв игрушку в руки, предлагается представить семью и назвать самое выдающееся достоинство их ребёнка.

После окончания разминки Ведущий говорит: (переход)
– Радость рождает радость, доверие рождает доверие, успех – рождает успех, похвала (своевременная и искренняя) – рождает желание ещё раз её получить.

3. Мини-диспут.

Круг родителей разбивается на 3 равные группы, они садятся кружком.
Каждая группа получает задание – утверждение: за 5 минут выработать единое мнение и представить его.

3. 1. группе – “Если ребёнка не научить давать сдачу, он вырастет слизняком…”
3. 2. группе – “Хотел(а) бы я, чтобы меня воспитывали мои родители так, как воспитываем мы своего ребёнка…”
3. 3. группе – верно ли утверждение: “Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”?
Предложите 2–4 примера положительного или отрицательного влияния семьи на воспитание ребёнка.

4. Ведущая предлагает на листе бумаги начертить два одинаковых круга.

– Все мы очень хорошо помним жалостливую песенку “Жил был у бабушки серенький козлик…”
– Кто виноват в том, что “остались от козлика рожки, да ножки?”
Бабушка?
Волк?
Сам козлик?

Задание: разделите первый круг на 3 части, проставив соответственно в каждой части процентное значение Вашего мнения.

– А теперь, используя этот же метод, определите в процентом отношении своё мнение на вопрос: “Где формируется агрессивное поведение ребёнка:
В семье,
В школе,
На улице?

Полученные результаты могут обработать помощники Ведущего и доводят до сведения родителей тут же на семинаре.

5. Информация о видах агрессивного поведения.

Агрессия – нападение, агрессивное поведение – намеренная активность по причинению ущерба одного лица другому физического, морального, материального). Дать характеристику проявлений каждого вида агрессии:

5.1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Приводятся примеры из жизни школы, класса.

Пример. Старшеклассники обижают младших школьников, затевается драка среди одноклассников… Драки в присутствии толпы особенно ожесточаются.

5.2. Вербальная агрессия (словесная) – выражение негативных чувств посредством ссоры, крика, визга, угрозы, проклятия.

Пример. Общение одноклассников на перемене, после школы. Словесные конфликты между одноклассниками, мальчиками и девочками, не умеющими владеть своими эмоциями, что рождает оскорбления и унижение чести и достоинства одного лица другим.

5.3. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путём направлена на другое лицо.

Проявления косвенной агрессии:
злобные сплетни,
шутки-насмешки,
агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т. п.

Пример. Общение одноклассников на перемене, после школы. Словесные конфликты между одноклассниками, мальчиками и девочками, не умеющими владеть своими эмоциями, что рождает оскорбления и унижение чести и достоинства одного лица другим.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Разные люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивная. Другие – чтобы уничтожать или разрушать, и тогда их агрессия –деструктивная.

6. Родителям предлагаются упражнения саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения у детей [Н. Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей Ярославль “Академия развития” 1996]

“Тренируем эмоции”.

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.

Улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный ребенок; как будто ты увидел чудо.

Позлись, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; как человек, которого ударили.

Испугайся, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака;

Устань, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

7. Рекомендации родителям “Оказание помощи ребёнку в конфликтной ситуации”.

– Ваш ребёнок пришёл домой расстроенный (заплаканный, обиженный, обозлённый). У него неприятности со школьными товарищами. Говорит, что его все обижают, его бьют, он в школу завтра не пойдёт.

Что делать родителям, как успокоить ребенка?

Правило № 1.

Выслушайте внимательно все жалобы, обиды. Спросите,

“Что ты чувствовал тогда, там?”

“Что ты сделал?” (Также дрался, обзывался, бегал.)

“Как ты сейчас себя чувствуешь?”

“Расскажи мне ещё раз про то, что произошло”.

Посочувствуйте своему ребёнку.

Чего не следует делать.

– Ругать при ребёнке его обидчиков и их родителей;
– Обвинять школу, учителей;
– Кидаться к телефону, звонить и угрожать родителям обидчиков, разговаривать на повышенном тоне с учителем;
– Угрожать милицией, прокуратурой;
– Обещать придти завтра в школу и разобраться;
– Обвинять ребёнка: “Вечно ты куда-нибудь влезешь!”

Правило № 2.

Помогите снять обиду, не дайте застрять, закрепиться раздражению и озлоблению в душе ребёнка.

Предложите поиграть:

  1. Упражнение “Стаканчик гнева” – в пластмассовый стакан говорить то, что хочется сказать обидчику. Можно “обзывать” его овощами и фруктами.
  2. Упражнение “ Два барана”. Упереться в ладони и лоб ребёнка своими ладонями и лбом и “бодаться”.
  3. Упражнение “Бокс” – боксирование груши, воздуха, подушки, куклы Гамби, имитация бокса.
  4. Упражнение “Тарабарский язык” – поговорите с ребёнком на “тарабарском” языке.
  5. Нарисуй своё настроение. Рисование красками на мокром листе бумаги (хорошо отвлекает и успокаивает).
  6. “Щенок” – снятие зажимов мышц области шеи и лица. Чистое полотенце или платок взять в зубы, а другой край – в руки и трепать его.

Правило № 3.

Через некоторое время, когда ребёнок успокоился, ОБЯЗЯТЕЛЬНО, поговорите о том поведении, которого, на следующий день, ребёнок будет в состоянии придерживаться:
спокойно разговаривать со своими вчерашними обидчиками,
не обращать внимания на их дразнилки, приставалки,
во время уйти от драчунов подальше,
попросить помощи у взрослого.

Правило № 4.

На следующий день ОБЯЗЯТЕЛЬНО узнайте у своего ребёнка как обстоят дела в школе, и если проблема продолжается – свяжитесь с учителем, выясните обстоятельства дела. Прислушайтесь к совету и наблюдениям педагога, вам может это быть полезным.

Используемая литература.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, “Академия развития”, 1996.
  2. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Ильин В.П. Минск, 1996.