Интегрированный урок "Тряпичная кукла: от старины до современности"

Разделы: История и обществознание, Технология


Целеполагание

После занятия учащиеся смогут:

– дать определение “народная кукла” и объяснить этот культурный феномен;
– назвать направления изучения народной куклы, их виды и источники информации по данной теме.
– обсудить проблемы, связанные с возрождением народных традиций и высказать свое мнение по этому вопросу.

Основные понятия: кукла, народная кукла; обереговые, обрядовые, игровые куклы.

Ресурсы: таблички с надписями: “Народный костюм”, “Полотенце”, “Народная кукла”, “Крестьянский дом”, “Предметы народного быта”, визитки, презентация “Тряпичная кукла: от старины до современности”.

Оборудование: лоскуты, ленты, нитки, ножницы.

Ход занятия

I. Организация учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем занятия нашего элективного курса и сегодня обратимся к новой теме. Но сначала предлагаем сесть за столы по группам.

На ваших столах есть таблички с надписями: “Народный костюм”, “Полотенце”, “Народная кукла”, “Крестьянский дом”, “Предметы народного быта”, вы получили карточки с названием предмета народного быта. Сядьте, пожалуйста, за стол с табличкой, к которой, как вы считаете, относится ваш предмет (Приложение 1).

Наверное, вы обратили внимание на цветовое оформление ваших столов. Чтобы нам с вами удобно было общаться – мы предлагаем названия групп по цвету: красный стол, зеленый и т.д. Посмотрите, у вас на столах лежат визитки с лентами такого же цвета – напишите на них свое имя.

II. Мотивация учащихся

Отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня.

  1. Детская игрушка в виде фигурки человека (Ожегов).
  2. Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного (Даль).
  3. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений (Ушаков).
  4. Орудие мошенника, представляющее пачку бумаги, нарезанную по формату денег, сверху и снизу которой денежные купюры (Словарь воровского жаргона).
  5. Платья носит,
    Есть не просит,
    Всегда послушна,
    Но с ней не скучно (загадка).

Вы совершенно правильно отгадали предложенные загадки.
Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Тема нашего занятия: “Тряпичная кукла: от старины до современности”.

Эпиграф: “Кто в куклы не играет – тот счастья не знает” (пословица).

В конце занятия вы примете свое решение.
Наиболее продуктивной формой таких занятий мы считаем творческое проектирование, это и будет формой нашего занятия (Приложение 2).

1 этап. Исторические исследования.

1. Понятие “кукла”.

Вашему вниманию было предложено 5 вариантов толкования слова “кукла”. Мы считаем наиболее точным определение, данное в словаре В. Даля. А какое из них ближе вам. Свой ответ обоснуйте.

2. Направления изучения кукол

Вашему вниманию предлагается видео сюжет о тряпичной кукле.
Определите, по каким направлениям можно изучить этот культурный феномен: материалы, виды, отношение к кукле, технология.

3. Классификация кукол.

В сети Интернет есть сайт по адресу http://www.rukukla.ru/article/trya/. С помощью полученной информации, разработайте классификацию видов кукол.

Таким образом, на примере исторических исследований мы увидели приемы работы с различными источниками по изучению народной культуры: книги, интервью, Интернет и узнали много нового.

IV. Практическое занятие.

2 этап. Технологический.

  1. Первоначальные идеи.

Перед изготовлением куклы необходимо определить, каким требованиям она должна отвечать.

Требования:

  • проста в изготовлении;
  • конкретное назначение;
  • красивая;
  • недорогая.

Исходя из требований, мы вновь возвратимся к классификации кукол по способу изготовления и обратимся к кукле-крестушке, как самой простой в изготовлении.

Одной из распространенных кукол-крестушек является Куватка. Она проста в изготовлении, но это детская кукла: кукол Куваток, соединенных по 3-5 вместе, вешали над детской колыбелью.

Аналогично использовалась и тульская Куватка. От просто крестушки она отличается формой головы.

Десятиручка – это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Эта кукла красивая, но достаточно сложная в изготовлении, да и материал (солома, лыко) является труднодоступным (Приложение 3).

Поэтому мы предлагаем сделать Десятиручку из лоскутов.

Таким образом, всем предъявленным требованиям отвечает тряпичная Десятиручка.

Десятиручка – не единственная многорукая народная кукла. В Тульской губернии бытовала обрядовая шестирукая кукла Мокредина. Ее создавали во время продолжительных летних дождей, когда работать было особенно тяжело и не хватало рук.

Как вы понимаете сегодняшнее занятие – единичное. Оно разработано с учетом специфики: учителя историки и технологи. Хочется, чтобы каждый ушел не только с хорошим настроением, но и с приятным подарком. Надеемся, что и у вас сегодня все получится.

  1. Выбор материалов: для изготовления куклы используются натуральные ткани.
  2. Инструменты и охрана труда: в процессе работы применяются утюг и ножницы.
  3. Технология:

Процесс изготовления куклы можно разделить на несколько этапов:

  • Изготовление туловища;
  • Оформление головы;
  • Изготовление рук;
  • Сборка куклы;
  • Изготовление передника и поневы;
  • Завязывание платка.
  1. Экономическая оценка: себестоимость куклы составляет около 5 рублей. При использовании лоскутов, бывших в употреблении, себестоимость куклы можно свести к нулю.
  2. Экологическая оценка: наша кукла сделана не только из натуральных материалов, но вручную и с любовью.
  3. Реклама.
    Дом вести – не косу плести, а с Десятиручкой впятеро быстрей и лучше!

V. Анализ проделанной работы.

Обратимся к поговорке: согласны вы с ней или нет.

Так как теперь у вас стало на пять пар рук больше, готовясь к любому празднику, вы без особого труда со своей помощницей сделаете праздничное блюдо. И вот вам первый рецепт.

Берём двенадцать месяцев года и хорошо очищаем их от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

Каждый месяц разрезаем на три равные части, При этом внимательно соблюдаем пропорции, чтобы каждый день был заполнен работой не более чем на треть, а остальные две трети были заполнены радостью, юмором и весельем.

Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерён терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и в основном к ближним.

Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ!

Теперь, когда блюдо готово украшаем его лепестками цветов, доброты и внимания.

Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающими сердце и душу. Приятного аппетита!

VI. Рефлексия.

  1. Что сегодня узнали нового?
  2. Что бы вы применили в своей работе?
  3. Что бы вы хотели изменить в ходе занятия?
  4. Как вы относитесь к изучению народной культуры в школе?
  5. Как вы предполагаете использовать сделанную куклу?

Список литературы.

  1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Лисова К.Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  5. http://www.RUKUKLA.ru
  6. http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/