Урок-обобщение по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить умения детей проводить фонетический и морфологический разборы имени существительного, разбор по составу, писать безударные падежные окончания, действуя по алгоритму.
  • Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать аккуратность при ведении записей, культуру речи, умение выслушивать товарищей.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, нарезанные полоски цветной и белой бумаги.

Ход урока

1. Объявление темы и цели

Учитель. Сегодня мы выступаем в роли строителей и будем строить дом для ребят нашего класса. Люди этой профессии должны не только уметь обращаться с инструментами, но и думать, анализировать. Думая, доказывая, объясняя, мы с вами будем по бревнышку возводить наш дом.

В начале урока повторим правила и поставим цель. (Проводится в форме игры "Доскажи словечко".)

Имя существительное – это …, которая обозначает … и отвечает на вопросы … Оно может изменяться … , но всегда рождается определенного … У имени существительного – три типа склонения. 1 ряд внимание, к 1 склонению относятся существительные … с окончаниями … (Аналогично – 2-го и 3-го склонения.) А у существительных множественного числа склонение …

– Поставьте цель урока : знания по какой теме обобщаем.

Фундамент готов. ( на доску крепится первое бревнышко)

2. Коллективная работа

– На карточках напечатаны предложения. Ваша задача – выписать из них имена существительные и распределить их по падежам.

Ветки сирени стояли в кувшине на окне. По широкой аллее сада мы подошли к опушке рощи. Веселая речка покрылась льдом. За речкой тянется огромное поле. В лесу пахнет березовой листвой.

– Слова какого падежа не встретились? Чтобы этот падеж на нас не обиделся, давайте слова из родительного падежа перенесем сюда. ( установка второго бревнышка)

3. Письмо под диктовку

– Какое слово повторяется в предложениях? В чем различие? Как различать эти падежи?

Костя купил новую тетрадь. Тетрадь лежит в портфеле.
Сам погибай, а товарища выручай. От товарища отстать, без товарища стать.

(Установка третьего бревнышка.)

4. Комментированное письмо

– Просклонять слова – ночь, ночка.
– Почему в дательном и предложном падежах разные окончания, хотя лексическое значение слов одинаковое?
– Сделайте вывод : что нужно определять в первую очередь, чтобы правильно написать окончание? ( установка четвертого бревнышка)

5. Работа у доски

– Отгадайте загадки, а отгадки поставьте в предложенном падеже. Докажите правильность написания окончаний.

На соломинке дом,
Сто ребяток в нем. (колос) – в творительный падеж.

Ходит взад и вперед,
Никогда не устает. (дверь) – в предложный падеж.

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) – в дательном падеже.

На конверте пишем город,
Улицы название,
Имя, номер дома,
Фамилию – и до свидания. (адрес) – в предложный падеж.

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло) – в творительный падеж.

(Установка пятого бревнышка.)

6. Самостоятельная работа

На доске записан текст. Задание: списать, исправив ошибки.

Мы шли по дарожки к рощи. На опушки роще было много лисных ягот. Вот кбирезки подлители сороки. Дятел застучял клювам по осинке. Малинькие пчелки перелитали от кашке к ромашки.

Взаимопроверка. (шестое бревнышко)

7. Работа по карточкам

(Работа на оценку.)

– Вставьте окончания и докажите правильность написания.

На ветк… тополя, спал в кроват… , написал дяд… , вышел из беседк… , рад встреч… , нашли под берез… , спросил о друг… , гулял по площад… , растет в огород… , варенье из вишн… .

8. Подведение итога

– Как нужно действовать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного? (Установка крыши и двери.)
– Вот мы и построили наш дом. А где же окна? Они у вас на парте. На своем окошке каждый напишет свое имя, ответив на вопрос : к кому мы пришли в гости?