Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока: развивать умение употреблять имена прилагательные в речи, составлять словосочетания по схеме – существительное + прилагательное; обогащение словарного запаса учащегося, развитие речи, внимания, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” А.В. Полякова. Москва. Просвещение 2008 г.
  2. Карточки с дифференцированным заданием.
  3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.
  4. Музыкальная акустическая система.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный!

II. Основная часть.

1. Словарная работа по теме “Зима”.

Учитель читает толкование слов по словарю С.И. Ожегова, учащиеся самостоятельно записывают слова.

  • Первый месяц календарного года (январь)
  • Зимняя обувь, сапоги, свалянные из шерсти (валенки)
  • Двенадцатый месяц календарного года (декабрь)
  • Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности (иней)
  • Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду (коньки).
  • Ледяная площадка для катания на коньках (каток)
  • Слой только что выпавшего снега (пороша)
  • Низкая температура воздуха (мороз)
  • Второй месяц календарного года (февраль)

Проверка записанных слов с использованием ассоциативного метода.

2. Составление словосочетаний по схеме: существительное + прилагательное.

  1. Декабрь, коньки, иней.
  2. Январь, валенки, мороз.
  3. Февраль, пороша, каток.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

3. Физминутка (с использованием ТСО)

4. Работа с карточками (дифференцированная работа).

Дополни предложения прилагательными, подходящими по смыслу.

Карточка №1.

Зима

Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!

Карточка №2.

Зима

Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!

Слова для справок: морозные, холодные, дружные, радостные, гладкий, ближний, прозрачный, блестящий, веселый, звонкий.

Карточка №3.

Зима

Стоят _____________________ деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. ____________________ ребята гурьбой бегут на _______________ каток. Они скользят по ____________________ льду на коньках. Сколько __________________смеха и радости!

Слова для справок: морозные, радостные, гладкий, прозрачный, веселого.

Прочитайте получившиеся рассказы.

Подчеркните словосочетания по схеме: Существительное + прилагательное. (При необходимости коллективное редактирование текста).

5. Работа с учебником. Упражнение 308, стр. 33-34. Взаимопроверка.

  • Подбери прилагательные к существительным.
Солнце (какое?) буйный
Звезды (какие?) доброе
Ветер (какой?) верный
Море (какое?) золотые
Буря (какая?) красное
Конь (какой?) синее
Слово (какое?) сильная
  • Напиши словосочетания через запятую. Подчеркни прилагательные волнистой линией.

6. Домашнее задание. Упражнение 309, стр. 34.

1. Прочитай стихи К. Чуковского.
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.

2. Если ты отгадал, о чём написал К. Чуковский, озаглавь стихи.

3. Выпиши словосочетания прилагательных с существительными.

7. Итог урока.

  • Что вы узнали об имени прилагательном?
  • Чему учились на уроке?

III. Заключительная часть.