Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи урока:

  • Расширение кругозора учащихся;
  • Формирование бережного отношения к своему здоровью;
  • Привитие санитарно – гигиенических навыков и воспитание культуры внешнего вида.

Оформление класса:

На доске красочно оформленная карта маршрута игры-путешествия в город ЧИСТОТЫ и ПОРЯДКА.

Станция Грязнулька, Город Лентяйск, Полустанок Угадай-ка, Станция Бережливых Город Чистоты и Порядка

Оборудование: стулья, поставленные в виде автобуса, аудиокассета с детскими песнями, магнитофон, жетоны, картины с изображением станций.

Ход игры

Ведущий.

Сегодня мы, друзья, отправляемся в игру-путешествие. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие.

А на чём вы бы хотели отправиться в путешествие? (ответы детей)

Хорошо, давайте поедем на автобусе.

Наш автобус отправляется. Ребята, садитесь поскорее, занимайте места, все те, кто любит порядок и чистоту. (Ведущий передвигает автобус по карте путешествия, а дети поют любимую песню)

Наша первая остановка на станции ГРЯЗНУЛЬКА.

Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умыться. Ногти их “чёрным бархатом обшиты”. Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком на станции ГРЯЗНУЛЬКА считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении “Очень правдивая история”.

1. Жил на свете мальчик странный –
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.

2 Руки мыл зачем – то с мылом,
А лицо мочалкой тёр …
На руках все пальцы смыл он,
Щёки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.

3.Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.

4. Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет.

5. Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров”.
Вы мне верите?!

Ведущий:

Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты?

Правильный ли диагноз поставили врачи? (ответы детей)

Школьники на станции ГРЯЗНУЛЬКА перестали следить за своими волосами, перестали их подстригать.

Учёные определили, что волосы живут в среднем от двух до четырёх лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчёсывать. При расчёсывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом. А чтобы никому не пришлось пережить историю, какая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно подстригать.

(Двое ребят читают стихотворение Э. Успенского “Страшная история”)

Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошёл,
Другой проходит …
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут,
А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают ….
– Ну и сын, – сказала мать, –
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.

Ведущий:

Школьники на станции ГРЯЗНУЛЬКА очень плохо относятся к своим вещам.Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.

(Ученик инсценирует стихотворение В. Лившица “Неряха”)

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?

Ведущий:

Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила.

(Правила записаны на доске, ведущий их читает)

“Чистота – залог здоровья”

“Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью”

“Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям”

Ведущий:

Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается.

(Дети поют)

На нашем пути встречается город ЛЕНТЯЙСК. (Передвигает автобус по карте путешествия)

Станция ГРЯЗНУЛЬКА и город ЛЕНТЯЙСК находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, – дружные соседи, потому что между ними много общего.Как вы думаете, ребята, чем же они похожи? (Ответы детей)

Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не хотят выполнять поручения.

Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях. читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так,как мечтал об этом один ученик.

(Дети читают стихотворение Б. Заходера “Петя мечтает”)

1. Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!

2. Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй…

Ведущий:

Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило:

“У каждой вещи должно быть своё место”. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел.Порядок необходимо соблюдать во всём: портфель не должен валяться на полу, мокрые кеды нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив их ; кожуре от апельсина, обёрткам от конфет не место на полу. В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определённом порядке. Тогда не надо будет ничего искать – всё всегда под руками и в нужный момент вещи легко взять.

(Ученик читает стихотворение И. Демьянова

“Почему короткий день?”

Почему короткий день?
– Ты искал с утра ремень.
А потом резинки, а потом ботинки!
Убирай всё с вечера –
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень –
И длиннее станет день!

Ведущий:

Продолжаем наше путешествие. Сели поудобнее, поехали!

(Снова поют песню)

Теперь наш путь к полустанку УГАДАЙ -КА.

(Передвигает автобус по карте до полустанка УГАДАЙ-КА)

На полустанке УГАДАЙ-КА живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах Школьники здешней школы предлагают путешественникам пословицы. поговорки и загадки. Прочитайте их внимательно, ребята, и объясните, как вы понимаете следующие пословицы и поговорки? (доска)

“Кто аккуратен, тот людям приятен.”
“Чистота – лучшая красота.”
“Чисто жить – здоровым быть”
“Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным”
“Чистая вода – для хворобы беда”

Ведущий:

А сейчас, друзья, отгадайте загадки. (Приложение 1)

За правильные ответы ребята получают жетоны. Набравшие большее количество жетонов, награждаются призами.

Ведущий:

Продолжаем наше путешествие. Наш автобус мчится всё быстрее. Скоро мы подъедем к городу ЧИСТОТЫ и ПОРЯДКА. А пока остановка. Это станция БЕРЕЖЛИВЫХ. Здесь живут ребята, у которых с детства воспитана привычка бережного отношения ко всему. Ученики станции БЕРЕЖЛИВЫХ всегда помнят, что нужно беречь школьное имущество.

Новая парта, чёрные крышки.
В новеньких ящиках новые книжки.
Краскою пахнет, смолою сосновой,
Парте приятно быть чистой и новой.

На этой замечательной станции нигде не увидишь школьника, который поддаёт ногой свою шапку вместо круглого мяча или бьёт по столбам своим портфелем.

Вы скажете: “Причём же здесь бережливость? Ведь это мои личные вещи”. Верно.Но нельзя забывать, что в них вложен труд многих людей. Эти вещи купили тебе родители на деньги, которые они заработали. И поэтому их нужно беречь. Школьники здесь никогда не будут поступать так, как об этом написано в стихотворении И. Пивоваровой “Портфель” (Инсценирование стихотворения)

Я ужасно гордый!
Новый я и твёрдый.
Я пузатый, я блестящий,
Я из кожи настоящей.
Я…Я…Я…
Ой, где ручка моя?
И зачем я полетел?
Я портфель – не птица.
Мне по воздуху летать
Вовсе не годиться!
Почему это на мне
Кто-то едет с горки?
Я не санки, я портфель,
Новый я и гордый!
Ну, а вы давно прошли
Правила сложения,
А не знаете ещё
Правил уважения.

Ведущий:

Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город ЧИСТОТЫ и ПОРЯДКА. Посмотрите вокруг: какие чистые и нарядные улицы, по которым мы проезжаем. По тротуарам идут аккуратные и весёлые дети. Одежда у них в полном порядке, воротнички и манжеты рубашек белоснежные. Обратите внимание, как красиво выглядит школьное здание, как много вокруг него зелени! Все газоны аккуратно подстрижены, дорожки посыпаны песком, и везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в таком городе,где нет лентяев и грязнуль.

Взрослые и дети в этом городе любят трудиться. Однажды учёные их города придумали для школьников такой костюм, который бы всегда оставался чистым и нарядным. Послушайте эту историю про костюм, рассказанную Б. Капалыгиным в стихотворении

“Про опрятного неряху”.

(Инсценирование стихотворения учащимися)

1. Учёные – химики сшили костюм.
И вот что пришло тем учёным на ум:
– Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,
Давайте, друзья, мы отыщем неряху.

2. Но трудно учёным неряху найти,
Не знают, куда за неряхой пойти.
Грязнуль остаётся всё меньше на свете,
Но где-то ведь есть неопрятные дети?

3. И вот объясняют десятки газет:
“Грязнули, вас ищет учёный совет.
Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,
Хоть раз, да послужит на благо науке”.

(Выходит ученик)

4. Явился один мальчуган на совет,
Взглянул председатель и вымолвил: “Нет!
Пятно от чернил посадил на рубахе,
А тоже себя зачисляет в неряхи!”

(Выходит второй ученик)

5. Явился второй мальчуган на совет.
Взглянул председатель и вымолвил: “Нет!
Неделю всего не погладил он брюки
И думает быть уж полезным науке!”

(Выходит третий ученик)

6. И третий пришел мальчуган на совет,
Таких замарашек не видывал свет.
Мальчишка сто пятен имел на рубашке,
Как будто играл с трубочистом в пятнашки.
Светились на брюках три тысячи дыр,
Он был всех нерях и грязнуль командир.

7. Вот тут просиял сам профессор на стуле:
– Вот это неряха! Вот это грязнуля!
И хором решил весь учёный совет:
– Такой подойдёт. Возражения нет.

8. И вот нарядили, как надо, неряху:
Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху,
Он брюки борщём за столом обливал,
Рубашкой он брюки свои вытирал.
У лужи нарочно неряха стоял,
Чтоб грязью его обливал самосвал.

9. Но как он испортить костюм ни старался, –
Наряд его новым и чистым остался.
Неряху хвалили – какой молодец!
Смотрите, опрятным он стал наконец!
А вот о чудесном костюме – ни звука,
Мол, я молодец, а потом уж…наука!

Ведущий:

А вам хотелось бы иметь такой костюм? (ответы детей)

Наше путешествие подошло к концу.

А теперь, ребята, подведём итоги путешествия в город ЧИСТОТЫ и ПОРЯДКА.

Что же самое главное мы узнали из этого путешествия?

– КАЖДЫЙ КЛАСС, НАША ШКОЛА, НАШЕ СЕЛО, ПУСТЬ БУДУТ У НАС ГОРОДОМ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА.

– ОТ ЛЕНИ У НАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО ЛЕКАРСТВО – ТРУД!

– Что мы для этого можем сделать?

(Следить за чистотой в классе, в школе, в селе, не бросать мусор, следить за своим внешним видом, соблюдать правила личной гигиены.)

А учёба – это наш труд. Поэтому мы не должны лениться в учёбе. Должны выполнять все задания учителя, больше читать книг. Всё это очень важно для вас.

Я думаю, что вы сделаете после такого нашего путешествия для себя полезные выводы. А некоторые наши ребята задумаются над своим поведением.

ПЕСНЯ “ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ”

Всем спасибо за внимание.

Приложение

Фото