Интегрированный урок (география + химия) по теме "Вода – источник всего во Вселенной". 9-й класс

Разделы: Химия, География

Класс: 9


Цель урока: формирование целостного представления о воде с точки зрения естественных наук.

Задачи урока:

Образовательные: повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии, географии и биологии.

Воспитательные: формировать у учащихся чувство ответственности за выполняемую работу.

Познавательные: усилить эмоциональное воздействие при изучении естественных наук школьных предметов, способствовать процессу самообразования.

Оборудование

Физическая карта мира, глобус, физическая карта России, физическая карта Красноярского края, компьютерно-измерительный блок, химическое оборудование для опыта.

Тип занятия

Обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

Учитель доводит до сведения о цели и задачах занятия.

Видеоролик о воде. Учитель на фоне этого ролика читает слова Антуана-де-Сент-Экзюпери.

“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, не запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете”.

Учитель географии: в природе всё взаимосвязано.

Как вы считаете, какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Ответ на этот вопрос можно дать уверенно и однозначно – природная вода. Сегодня мы постараемся подробнее разобраться в этом вопросе.

Почему же вода является самым главным веществом на земле?

Слайд №4. На слайде показаны слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель. Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме нашего занятия?

Слайд №5. “Аква” в переводе с латинского – вода. “Ка” алфавит начинается с буквы “А”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении. И уходит из них только вместе с жизнью.

На столе лежат для каждого таблицы, состоящие из трёх колонок (Знаем, хотим узнать, узнали). В процессе урока вы должны заполнить таблицу.

Учитель географии: если посмотреть глобус или на карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озёра и реки. Недаром нашу планету Земля называют голубой планетой. Вода – это самое распространённое вещество на Земле. Водная оболочка Земли – гидросфера – составляет около 71% земной поверхности. Количество воды на поверхности земли оценивается в миллиардах тонн. Ею заполнены моря, реки, озёра. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и её спутников. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве. Вода входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве, во всех организмах. Запасы воды на Земле составляет 1млн.359 тыс.м?. Из этого богатства на долю пресной воды приходится 28%, причем 2,2 % из них недоступны людям. Это ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.

Основное количество воды содержится в океанах (97,7%), в виде льда (2,14%), вода рек и озёр (2,14%), атмосферная – 0,00005%

Россия обладает огромными запасами воды. Многие реки, озёра входят в десятку крупнейших в мире.

Вопрос: назовите и покажите на карте крупные реки и озёра России..

Вопрос: а какие озёра являются памятниками природы?

Учитель географии: да, уникальным является озеро Байкал. Слайд №6.

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

Байкал… он прекрасен во всём его многообразии. Загадочен, как сфинкс и непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно, его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале 23. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе учёных всего мира.

Вопрос: а что вы можете рассказать о Байкале? Слайды №№ 7 – 33.

Байкал – уникальный водоём. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.

Изучая Байкал, узнаёшь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребёнком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослым – задумчивый, со стариком – мудрый.

Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому своё отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская.

“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было всё: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать”. Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистёрли – нет такого места, где всё было бы так, как они хотели. И тут им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нём злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная, кто выпьет её, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться”.

А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова.

Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии. Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. км?. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды– бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.

По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.

Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.

Из рыб в Байкале водятся – омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.

Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию.

На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.

Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу?

Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.

Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.

Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.

Вопрос: а что вы можете сказать о реках и озёрах нашего Красноярского края? Слайд №№33,34.

Физкультминутка. Слайд №35.

Учитель химии: А из каких химических элементов состоит вода? Как она образуется? Слайд-мультик №36.

Повстречались однажды водород с кислородом. И говорит водород: “Давай с тобой соединимся, будет легче, будет энергетически выгоднее”.

“Нет, – говорит кислород, – не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький, у меня молекулярная масса 32, а у тебя только 2”. Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферного воздуха.

“Давай соединимся, – просит водород, – я дам 2 атома, а ты 1, и увидишь, какое получится чудесное вещество.

Учитель химии. Кто скажет, какое вещество?

Давайте запишем уравнение реакций: 2H2 +O2 = 2H2O/

Учитель химии. Ребята! А кто знает, какими физическими свойствами обладает это удивительное вещество? (Вода – жидкость, без цвета и вкуса, и запаха. Кипит при температуре 100 градусов, температура замерзания 0 градусов, плотность 1 г\см?).

При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, при чём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.

Вопрос: что будет, если вынести бутылку на мороз? (бутылка лопнет)

Вопрос: Как вы думаете, из ведра снега может получится ведро воды? (Нет. Плотность воды 1 г\см?, а плотность льда – 0,92 г\см?. Поэтому лёд всегда находится на поверхности, сохраняя всё живое в водоёме.

Учитель химии: Вода тихая, спокойная, величественная, всесильная. А почему всесильная? Сейчас мы с вами убедимся, что происходит с металлами, если они прикоснутся к воде (опыт.)

2Li+2H2O=2LiPH+ H2

2Na+2H2O= 2NaOH+H2

Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2

Они растворились. А что за раствор получился, (опыт: опускаем индикаторную бумагу). Какое вещество образовалось?

Вопрос: А может ли вода растворить серебро? Нет. Бывает, что набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем? (ионы серебра убивают микроорганизмы, и вода дольше не портится).

Вода – универсальный растворитель. Растворённый кислород воздуха обеспечивает жизнь водных ресурсов

Ребята! А какое правило надо помнить при растворении кислоты в воде? Сначала– вода, затем– кислота– иначе случится беда! Почему? Вода имеет меньшую плотность, оказавшись на поверхности, закипает, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Учитель географии: Вода играет определённую роль в геологической истории Земли, формирование климата и погоды, в круговороте веществ, и биологических сферах жизни. Природная вода никогда не бывает чистой.

Учитель биологии: “Сок жизни” – так назвал воду итальянский художник Леонардо Да Винчи. Без воды не мыслимы очищения организмов от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Большинство тканей и органов в основном состоят из воды.

Вопрос: Как вы думаете, в каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком наименьшее?

Ответ: Желудочный сок – большее, меньшее – эмаль зубов. Человек на 65% состоит из воды. Потеря организмом более 10% воды может привести к смерти.

Слад №38 – вода в организме человека.

Учитель географии: Где применяется вода?

Вопрос: Знаете ли вы, как в домашних условиях очистить воду?

В завершении нашего урока в качестве рефлексии проведём синквейн (пятистрочный стих) по данной теме. Напоминаю, надо назвать.

  1. Одно существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Составить предложение
  5. Назвать синоним своего существительного

В оставшееся время дорабатываем таблицу.

Итог оценки.

Спасибо за урок, до свидания!

Презентация