Конспект урока окружающего мира по теме "Виртуальная экскурсия по тундре". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой
  • развивать культуру поведения, умение работать в парах.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • презентация;
  • карта «Природные зоны России»;
  • рисунки и фото растительного и животного мира тундры;
  • гербарий;
  • карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка знаний.

1. Блиц-опрос +Индивидуальная работа по карточкам.

  • Какова форма Земли? (Шар)
  • Как называется модель Земли? (Глобус)
  • На какие полушария можно разделить Землю? (Северное и Южное, Западное и Восточное)
  • Самый большой материк? (Евразия)
  • Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  • Россия находится на материке …. (Евразия)

На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

2. Игра «Верю – не верю»

Верите ли вы, что…

  • зимой в Арктике никогда не бывает солнца;
  • белые медведи питаются пингвинами;
  • над водой видна ровно половина айсберга;
  • скопление птиц называется «птичьими рынками»;
  • ледник – это человек, который сильно замерз;
  • у белых медведей рождаются зимой крошечные медвежата, которые не крупнее котят;
  • белые медведи не могут плавать.

Самопроверка.

3. Выполнение теста. Тест «Арктика».

  1. Природная зона арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.

  2. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  3. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  4. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..

  5. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.

  6. Какое почти вымершее животное ученые поселили в заповеднике на острове Врангеля.
    а) зубра;
    б) овцебыка;
    в) мамонта.

III. Введение в тему.

1. Разгадывание кроссворда

Новая природная зона приглашает вас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:

Вопросы к кроссворду:

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)
  3. Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)
  4. Арктика- царство снега и … (Льда)
  5. Растения, живущие в толще воды (Водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)

Ключевое слово: Тундра (финское слово «бесплодная», «враждебная»)

Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

2. “Минутка фантазии”

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся – сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Мы сегодня отправляемся на экскурсию по тундре.

В течение урока мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Учитель вывешивает на доску или открывает заранее написанные на доске вопросы).

  • Где расположена зона тундры?
  • Каковы особенности неживой природы в этой зоне?
  • Как эти особенности влияют на животный и растительный мир?
  • Как связаны друг с другом человек и тундра?

Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи, которые побывали в тундре в составе научно-исследовательских экспедиций.

Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, послушаем песню про тундру и попробуем представить эту природную зону

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где расположена тундра? Обратимся к карте.

Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

3. Подбор одежды

А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд – названия одежды)

У вас на парте у каждого есть карточки с названием одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты и другие), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.

(Слайд «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ»)

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– С чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

И сейчас мы предоставляем слово нашему Гидрометцентру.

4. Рассказ синоптика.

Местоположение. Климат.

Вывод слайд

  • отрицательные температуры
  • зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
  • многолетняя мерзлота
  • лето – 2-3 месяца
  • полярные день и ночь
  • болота, мелкие озёра

Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях

5. Слово ботанику.

Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются.

Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.

Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей.

Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

Учитель:

– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

– Берёза.

Слайд «Берёза»

– Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

Вывод Слайд «Особенности растений»

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры,
  • короткий период цветения и созревания плодов,
  • мелкие листья.

6. Животный мир

– Каких животных особенно много на болотах? (Насекомых)

СЛАЙД «Птицы»

Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Давайте сначала познакомимся с некоторыми из них, а для этого

– Отгадайте загадки народов Севера

Рассказы детей о животных после загадок учителя (загадки народов Севера).

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень).

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка)

Сценка «Куропатка и олень»

Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

Слайд «Лемминг»

Сценка «Заяц и лемминг»

Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова)

Слайд «Сова»

(Полярная, или Белая сова)

Белый клубок – за белым – скок.

(Долганская: песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

Сценка «Песец и сова»

Рассказы детей об этих животных.

Сова
– За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе меня прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питаюсь я грызунами. В тундре таким является лемминг. Я отличаюсь от своей лесной сестры окраской перьев: они у меня белого цвета.
Размах моих крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Охочусь я с земли: сижу на каком-нибудь холмике и выглядываю добычу. Увижу – взлетаю и глотаю. Я нападаю на куропаток и даже ловлю рыбу.

Песец
– Я одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У меня очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает мне находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает меня незаметным на снегу.

7. Тундра и человек.

В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

(По ходу рассказа ребята демонстрируют фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)

8. “Страничка экологии”

– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх,
  • малый или тундровый лебедь,
  • краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа в парах

Вставить пропущенные слова в текст:

  • Природные условия тундры менее суровы, чем …
  • В тундре много различных мхов и …
  • Кроме того здесь растут …, …, …, …
  • Растения тундры …, многие стелются по земле.
  • В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …
  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
  • Самым главным животным тундры является северный …
  • Основное занятие населения тундры – …

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой. Понравилась вам экскурсия?

VI. Д.З.

  1. Повторить материал с.87-97, выполнить задания в рабочей тетради.
  2. Составить цепи питания, характерные для тундры, нарисовать рисунок.