Учебный курс "Истоки". Урок по теме "Дорога. Путь. Путники. Паломники". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Социокультурная: приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.
  2. Содержательная: наполнение категории «Дорога».
  3. Развивающая: развитие единого контекста в группе.
  4. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Учебник «Истоки» 2 класса, фонограмма песен, мультимедиа презентация.

Ход урока

I. Присоединение к теме:

Здравствуйте, дорогие гости и родители! Мы очень рады встрече с вами. Думаю, что на уроке все будут внимательными слушателями, активными участниками, доброжелательны друг к другу.

Сегодня мы с вами поговорим. О чём?

Догадайтесь: Лежит брус во всю Русь, а станет до неба достанет.

– Что самое длинное в мире? (Дорога) 1 слайд

Да, поговорим о путях-дорогах. 2 слайд

Чтение учащейся стихотворения М. Исаковского «Вишня».

“Вишня”
В ясный полдень, на исходе лета,
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!

Пусть растёт большая-пребольшая,
Пусть идёт и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету!

Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу.
Не хотят не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!”

II. Ресурсный круг

– А сейчас, ребята, давайте с вами попробуем представить образы, звуки и ощущения, которые мы можем увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия. (Дети встают в круг и проговаривают я вижу…я слышу…я чувствую…)

Образы (я вижу) Звуки (я слышу) Ощущение (я чувствую)
Остановка Голоса Ожидание
Автобус Шум мотора Радость
Путник Шум ветра Усталость
Памятник герою Взрывы снарядов Гордость

Ребята, вы очень хорошо представили и ощутили путь по которому пошагаем дальше. (муз.песня «Вместе весело шагать…»)

III. Подготовительный этап.

– Какие бывают пути-дороги?

Да они бывают видимые и невидимые. Старые и новые. Старая дорога добрая, как люди. По ней идет наша память. Давайте посмотрим и почувствуем старые дороги.

По проторённым широким дорогам неспешно передвигались купеческие караваны слайд 3, стремительно проносились всадники слайд 4, шли усталые путники. (мультимедиа) слайд 5

Дороги разные, встречаются и люди разные. Долгий путь располагал к доверительной беседе, к раздумьям о жизни, о правде и совести. В дороге люди становились откровенными.

Издавна на Руси существует закон гостеприимства. Какой?

Путников не обижали, пускали переночевать это был закон гостеприимства. Путь-дорога раскрывала человека. Становилась виднее, кто смел и щедр, а кто скуповат и себе на уме.

Можно было встретить и нарядный свадебный поезд, слайд 6 и праздничную толпу. У всех свои дела, заботы и радости.

Но были дороги неизведанные. Слайд 7 Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные.

Веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города и вновь прокладывали дороги.

Нередко путь-дорога уводила людей от злых врагов, от горя и болезней.

Иных же она вела к уединению и утешению. В лесах, на островах у озёр они возводили монастыри слайд 8 и молились Богу за всех. К ним шли паломники слайд 9, чтобы поклониться святому месту, иконе. (Выступление родителей-паломников, посетивших святые места с показом фотографий).

В наши дни на дорогах стали и скорости, и порядки другие. Слайд 10 Но по прежнему путь-дорога многому учит человека.

Слайд 11 (муз. песня «Эх, дороги»)

(показ слайда памятника погибшим в посёлке Поречье).

– Что означает этот памятник?

– Это так в наше время обозначены фронтовые дороги, по которым шли наши деды и прадеды. У неё они и погибли, защищая Родину. Вспомним и почтим память погибших минутой молчания.

IV. Основной этап. АФО

– Дети, а наша жизнь не похожа на путь-дорогу?

Очень часто путь-дорога связана с различными переживаниями. Дорога соединяет и разделяет людей.

Слайд 12

Расставить стрелки у слов (в группе): Определить, что объединяет и разъединяет в жизни

Разделяет Соединяет
счастье
встречи
разлука
рождение
книга
успех
бесславие
горе
правда

Проверка.

Как связаны слова жизнь и дорога?

– Не всегда дорога бывает прямой и гладкой. Встречаются и перекрёстки. Приходится выбирать между добром и злом. Но она прекрасна!

– Давайте спросим у ваших родителей, где та дорожка, которая вывела их в жизнь. (Выступление бабушки ученицы 2 «а» класса о своём жизненном пути с показом наград и грамот).)

V. Итоги урока. 

Мы путники на дороге жизни. Куда пойти, по какому пути? Слайд 13 (ответы детей)

  • Путь к счастью.
  • Путь к спасению.
  • Путь к правде.
  • Путь к успеху.

Вы сделали по своей дороге первые шаги, главное, чтобы на этой дороге никогда не оставаться одному. Пусть ваши дороги будут добрыми,а путь истинным.

Пусть рядом с вами будет больше добрых людей Слайд 14

VI. Рефлексия:

– О чём задумались после нашей беседы?

– Что важного для себя узнали.

– Оцените, получилось ли сегодня общение?

–Я очень хочу, чтобы наш разговор на сегодняшнем уроке остался в ваших маленьких душах. Уходя с урока, возьмите в дорогу с собой слова-напутствия.