Итоговый урок математики по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

- образовательная: закрепление основных понятий по теме “Координатная плоскость”, отработка умений определять координаты точек на координатной плоскости, находить положение точки по известным координатам;

- развивающая: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы;

- воспитательная: показать практическое применение научных знаний для развития общества (применение координат в географии, астрономии, современной навигации).

Ход урока

1. Постановка цели урока (слайд 1-2-3).

2. Устная работа.

  • Закончи предложения (слайд 4):
  • Координатная плоскость – это совокупность … прямых.
  • Каждой точке плоскости соответствует ….. пара чисел (Х, У), где Х - …,
  • У - …
  • Чтобы найти абсциссу точки надо …
  • Чтобы найти ординату точки надо…

Ответы учащихся:

- …двух перпендикулярных прямых,

-…единственная упорядоченная… абсцисса… ордината,

- …опустить из точки перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс,

- …провести от точки перпендикуляр до пересечения с осью ординат.

Историческая справка (слайд 5): французский математик Рене Декард (1596-1650) предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел. В 1637 году введена координатная прямая.

3. Тренировочные упражнения (слайд 6):

Даны координаты точек. Отметьте на плоскости данные точки и последовательно соедините их: (-3;4),(-2;2),(0;0),(2;-2),(5;-3).

На координатной плоскости заданы точки. Определите координаты этих точек.

Ответы: А(-7;-2), В(-3;-1), С(0;0), Д(3;1).

Демонстрация полученного созвездия Лебедь на карте звездного неба (слайд 7).

4. Самостоятельная работа (слайд 8):

Отметив на координатной плоскости точки, соответствующие заданным координатам, вы получите конфигурацию созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы.

По окончании работы проверка по презентации(слайд 8) и выставление отметок за работу.

5. Сообщение учащихся. Миф о появлении созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы на звездном небе (слайды9-16).

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Как вы думаете, только ли на уроках математики в 6 классе применяется прямоугольная декартова система координат?

Примерные ответы учащихся: в географии для определения координат на земле, на карте, на глобусе; в кинотеатре.

Учитель: на звездное небо также наложена система координат и каждая звезда на небе имеет 2 координаты, как объект на земле. Однако наука не стоит на месте и система координат все больше входит в нашу жизнь. Так, в современном мире человеку необходимо знать свое точное местонахождения (водители, путешественники, работники МЧС). На помощь приходят современные навигационные системы: российская навигационная система ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система), запущенная в работу 23 сентября 1993 года, позволяющая охватить каждую точку территории России не менее чем 3 спутниками; и ее международный аналог GPS -1995 год ввода.

7. Отметки за урок по результатам самостоятельной работы.

Домашняя работа:

Построить по координатам созвездие Кассиопеи. Приготовить сообщение о появлении созвездия на небе.

Презентация