Урок математики по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"

Разделы: Математика


Цель: подготовить обучающихся к изучению перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.

Задачи:

- формировать у обучающихся ориентирование на изучение темы; подвести их к пониманию практической значимости темы;

- развивать умение проводить аналогии, сравнивать, делать выводы; развивать познавательную активность обучающихся, культуру устной и письменной речи;

- воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.

Тип урока: вводный урок.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, проектор;

- модели параллелепипедов, тетраэдра;

- стереометрический набор;

- рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент:

- представление группы на занятие;

- проверка готовности группы к занятию.

2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и постановка цели занятия

Работа по опорной схеме

Вопросы:

- Перечислите возможности взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.

- Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве? Прямой и плоскости? Двух плоскостей? (Модели и рис. тетраэдра, параллелепипедов)

- Укажите модели параллельных прямых, прямой параллельной плоскости, параллельных плоскостей на предметах классной обстановки.

- Чем характеризуется пересечение двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей?

- Какая величина угла имеет наибольшее распространение и применение?

- На плоскости имело смысл говорить о перпендикулярности двух прямых (или отрезков), а какие возможности будем рассматривать в пространстве?

Обобщая сказанное в ходе беседы, обучающимся предлагается сформулировать цель урока.

3. Актуализация знаний о перпендикулярности двух прямых в курсе планиметрии:

а) историческая справка (сообщение обучающегося);

б) опрос обучающихся.

(Использовать модель и рисунок прямоугольного параллелепипеда.)

Вопросы:

- Какие прямые называются перпендикулярными?

- Назовите перпендикулярные ребра в параллелепипеде.

- Что моделирует перпендикулярные прямые (отрезки) в окружающей действительности?

- Как построить перпендикулярные прямые на плоскости?

Задача. Через данную точку А провести прямую, перпендикулярную данной прямой а:

  1. с помощью чертежного треугольника, Аа
  2. с помощью циркуля и линейки, Аа

Сформулируйте и запишите символически свойства перпендикулярных прямых на плоскости:

Как доказать свойство 3?

4. Формирование у обучающихся ориентировочной основы для изучения темы.

Вопросы:

- Как вы думаете, верны ли свойства 1-3 в стереометрии?

Ответ:

1) да;

2) нет, например столб перпендикулярен каждой дороге на перекрестке;

3) нет, например, на сфере пересечение перпендикулярных прямых возможно.

Экватор и меридианы между собой перпендикулярны, но все меридианы пересекаются на полюсах.

- Какие прямые в пространстве будем называть перпендикулярными?

- А скрещивающиеся прямые могут быть перпендикулярными?

- Приведите примеры, моделирующие перпендикулярные прямые в классе?

- Какую прямую будем называть перпендикулярной плоскости?

- Приведите примеры, моделирующие перпендикулярность прямой и плоскости в окружающей действительности, например:

- в быту

- в строительстве, архитектуре

- в физике

- в черчении

- в природе

- в технике

- Какая практическая задача связана с понятием перпендикуляра к плоскости?

- Как вы считаете, для доказательства перпендикулярности прямой и плоскости надо доказывать, что данная прямая перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости?

- Сколько прямых на плоскости надо рассмотреть? Как они между собой должны быть расположены?

- Как нужно установить на крестовине срубленную елку, чтобы она была перпендикулярна к плоскости пола?

- Какие плоскости будем называть перпендикулярными?

- Какие объекты моделируют перпендикулярные плоскости в классе?

- Как на практике проверяют перпендикулярность прямой и плоскости? Двух плоскостей?

- Как вы думаете, сколько раз нужно использовать отвес, чтобы проверить перпендикулярность стены и пола?

- Как вы думаете, отношения параллельности и перпендикулярности связаны между собой? Приведите примеры.

5. Систематизация первичных знаний о перпендикулярности в пространстве и составление опорной схемы изучения темы.

6. Подведение итогов урока.

Оценка деятельности обучающихся на уроке.

Выставление отметок.