Исследовательская деятельность учащихся. Урок литературы по творчеству Т.Белозёрова. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Класс: 5.

Количество уроков: 2.

Технология: педмастерская.

Опыт работы с компьютером и Интернет – источниками у ребят минимален, поэтому занятие построено таким образом, чтобы они, с одной стороны, осваивали различные способы получения информации (в том числе через Интернет), а с другой – попробовали бы себя в роли исследователей, способных взглянуть на проблему с определённой позиции.

План-конспект

Цели:

Дидактические: формирование информационно-коммуникационной компетентности; формирование исследовательских умений.

учащиеся должны знать:

  • что такое исследование, проблемный вопрос, гипотеза

учащиеся должны уметь

  • ставить цели;
  • выдвигать гипотезы;
  • работать с различными источниками информации;
  • выбирать нужную информацию.

Предметные: знакомиться с творчеством известного омского писателя Тимофея Белозёрова; анализировать стихотворные тексты; создавать тексты публицистического стиля.

Воспитательные: прививать интерес к культуре родного края; формировать социально-коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийные презентации, сборники стихов Т.Белозёрова, статьи о Т.Белозёрове; рисунки к стихам; статьи по истории Омской области.

Урок проводится в компьютерном классе

Ход урока

Технологические этапы

Действия (вопросы) учителя

Действия (ответы) учеников

1. Индуктор 1 Цель: создать атмосферу доверительной беседы.

Ребята, вы знаете, кто такой “исследователь”? А что можно исследовать? Хотели бы вы попробовать себя в этой роли?

А что, к примеру, можно исследовать в литературе? Зачем?

Я хочу сегодня предложить вам не просто познакомиться с творчеством омского поэта Тимофея Максимовича Белозёрова (слайд1), но и поразмышлять над тем, почему поэты обращаются к теме родины (слайд2)

Цель: настроиться на рабочий лад.

Ответы учащихся:
Исследователь – это тот, кто что-то изучает, узнает что-то новое. Например, хочет изучить землю.

Ответы:

– Можно исследовать произведения, чтобы понять замысел автора.

– Можно исследовать биографию писателя.

– Можно исследовать историческую эпоху.

2. Афиширование Цель: активизировать учащихся

Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопрос: “Почему поэты обращаются к теме родины?”

Ребята, а вы знаете, как называются ваши ответы? Это гипотезы, то есть то, что ещё нужно доказать.

Давайте сравним, что получилось у вас, и какие гипотезы получились у меня. (слайд 3). Какой гипотезы нет у вас?

  Цель: представление собственных выводов

Учащиеся на листках бумаги пишут ответ на вопрос и вывешивают на доску.

  1. Поэты любят родину.
  2. Поэты здесь родились и жили.
  3. Поэты знают историю своей родины.

Замечают красоту родной природы

3. Индуктор 2 Цель: создание определённого эмоционального настроя.

Слайды 4 и 5

С именем Тимофея Белозёрова вы, безусловно, знакомы. Многие из вас читали его стихи и даже учили наизусть. Но думали ли вы о том, почему в его творчестве так много стихов о родной природе, об Омске, об интересных местах родного края?

Так вот, я вам предлагаю самим попытаться объяснить, почему наш любимый поэт так много пишет о родине. Это и будет нашим исследовательским заданием. А чтобы наша работа была более конкретной, сформулируем исследовательский вопрос.

Давайте сверим наши предположения (слайд 6)

Цель: настроиться на дальнейшее действие

Да, мы читали стихи Тимофея Белозёрова.

– Даже из названий видно, о чём они: “На Иртыше”, “Сказание о Ермаке”, “В Таре”.

Ребята предлагают: “Почему Т.Белозёров так много писал о родине?”

Почти одинаково

4. Самоконструкция Цель: создать условия для выбора исследовательской роли; направить в случае затруднения.

(Слайд 6)Любое исследование нужно начать

– с постановки цели,

– с определением собственной роли в будущем исследовании,

– со способами сбора информации.

Подумайте, как можно выстроить исследовательскую деятельность, чтобы решить проблему.

Чтобы ответить на вопрос, нужно построить план исследования. Что и в какой последовательности будем выполнять.

Давайте опять сравним ваши выводы и мои (слайд 7) Посмотрите, наши мнения опять совпали за исключением некоторых моментов. Определим, что мы должны будем делать и как назовём группы исследователей.

Определите, пожалуйста, к какой группе исследователей каждый из вас мог бы себя отнести; продумайте, какие действия должен выполнять каждый участник, выбравший ту или иную роль

Цель: определить, с каких позиций можно изучать творчество поэта, чтобы ответить на поставленный вопрос; определить свою роль в будущем действии.

Ребята самостоятельно обдумывают вопрос, пытаются представить, чем они будут заниматься.

Познакомиться с биографией поэта.

– Узнать что-то о тех событиях, о которых писал Белозёров

– Посмотреть картины к его стихам.

На протяжении некоторого времени ребята пытаются представить себя в той или иной роли. Поскольку многие хотят попробовать себя в роли художников, то решаем, что эта роль будет дополнительной по желанию.

5. Социоконструкция Цель: играя роль консультанта, направлять действие учащихся; координировать работу групп.

Итак, каждый из вас выбрал, чем будет заниматься (кто-то взял две роли), а теперь самое время объединиться в группы, чтобы исследование шло успешней.

(Здесь возможны варианты: либо образуется группа, где каждый играет свою роль, либо “журналисты” объединятся с “журналистами” и т.д)

Каждая группа должна выдвинуть свою гипотезу (в зависимости от темы), рассмотреть план дальнейших действий; определиться, кто с каким источником информации будет работать.

(слайды 8-12)

Правила работы: каждый участник группы, пользуясь презентацией, идёт по ссылкам: (например, на слайде “Исследователи” выбирает “Биографы” >слайд “Биографы”), , читает задание и выбирает способ сбора информации (чтобы выйти в Интернет, достаточно нажать на “Интернет”; чтобы воспользоваться публикациями, нажать “Публикации”).

Важно: все ссылки работают только в режиме “Показ слайдов”!

Цель: уметь договариваться; уметь отбирать нужную информацию.

Ребята решили, что они объединятся по темам.

Учащиеся выдвигают гипотезы, опираясь на те, что были на первом этапе урока, и сверяют их с предложенными.

Определяют способ сбора информации. Сравнивают различные источники. Договариваются, кто с каким источником будет работать.

6. Деконструкция Цель: показать учащимся возможные способы представления результатов исследовательской работы.

Ребята, скоро вам предстоит выступать с защитой своей работы. Я хотела бы вам показать, как ученица 8 класса создала свой проект и приняла с ним участие в Белозёровских чтениях.

Цель: познакомиться с новым для себя способом представления результатов работы.

Ребята могут воспользоваться материалами этой и еще одной презентации.

7. Афиширование А сейчас настало время вам представить результаты своего труда (поскольку ребята не умеют создавать презентации, то представляют отчёт в традиционном виде)
  1. “Историки” рассказали о стихах на историческую тему и о самих событиях.
  2. “Биографы” представили информацию о некоторых моментах жизни поэта и проиллюстрировали стихами.
  3. “Литературоведы” подобрали ряд стих-й по теме и проанализировали.
  4. “Журналисты” рассказали о школьном мероприятии, посвященном Т.Белозёрову.
  5. ”Художники представили свои рисунки.
8. Разрыв Цель: создать ситуацию напряжения, чтобы произошло внутреннее переосмысление своей деятельности.

Скажите, почему так получилось, что, во-первых, практически все группы, кроме 2, представили свой отчёт просто как набор отдельных статей, а не как результат коллективной работы, а во-вторых, некоторые из вас как будто забыли, зачем они всё это делали?

Ваши ответы совершенно справедливы. На сегодняшнем нашем занятии мы не столько занимались самим исследованием, сколько подготовительной работой к нему: учились ставить проблемные вопросы, определять вид будущей деятельности, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации.

Так что домашним заданием для вас будет завершение проекта.

Цель: критически отнестись к результатам своей работы, увидеть пути решения проблемы.

Ребята задумываются.

Мало времени

– Информация у всех одинаковая.

– Забыли, что нужно доказать выдвинутую гипотезу.

9. Рефлексия Цель: создать ситуацию открытости и доверия, снять возможное напряжение.

Ребята, вы замечательно потрудились, но мне хотелось бы знать, насколько интересной, значимой была для вас это работа; что вы узнали нового, чему научились. Для этого предлагаю ответить на вопросы анкеты:

  1. Знали ли вы, что такое исследование, до урока?
  2. Умели ли вы выдвигать гипотезы?
  3. Работали ли вы с презентацией Power Point?
  4. Работали ли вы с Интернет?

Скажите, кому очень сложно было работать? Кто не смог справиться с заданием?

Сможете самостоятельно закончить проект?

Желаю успехов!

Цель: осознать, какой произошёл прирост знаний, эмоционально “разгрузиться”.

Выяснилось, что 32% учащихся не знали, что такое исследование; только 10% умели выдвигать гипотезы; ни один не работал с презентацией; 25% умеют пользоваться интернет.

Каждый выполнил какую-то часть работы, сложно было 7 ребятам.

Конечно.

Анализ эффективности урока с использованием ЦОР

  1. Предложенная форма деятельности – исследовательская работа с заранее простроенными шагами – вполне по силам пятиклассникам.
  2. Такой вид работы помогает понять принципы научного исследования, учит ставить цели, выдвигать гипотезы, работать на результат.
  3. Различные способы сбора информации также делают работу более содержательной и интересной.
  4. Использование презентации (прежде всего, её интерактивных возможностей) не только облегчает деятельность учащихся, но и учит новым способам подачи информации (более 50% учащихся захотели сами научиться созданию презентаций).
  5. Сочетание индивидуальной и групповой форм организации работы учащихся формирует как исследовательские, так и коммуникативные навыки.
  6. Рефлексия собственной деятельности, которой заканчивается урок, помогает учащимся осознать произошедшие с ними изменения.

Презентация