Использование опорных схем в работе с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, символы.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб ( скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Что же такое опорные схемы?

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.

Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система..

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

  • цвета;
  • формы
  • величины
  • действия

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.

У ребенка не должно быть "привыкания", что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3. Введение отрицаний.

Например, обозначения:

  • не большой
  • не круглый
  • не съедобный

4. Сочетание символов, "чтение" цепочки символов.

Например: в левом верхнем углу большой круг.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

6. Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

При использовании опорных схем, символов дети не всегда могу: абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения. Эта проблема возникает у отдельных детей на первом, втором, третьем этапе и не длится долго.

Также работа может быть затруднена на 5–6 этапах из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте – из-:-т незнания букв, цифр, знаков.

Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Можно предложить детям задание на коллективный поиск, суждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.

Опорные схемы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, утолки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко.

Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой педагог предлагает детям делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги, которые необходимо затем разложить по порядку и скрепить. Можно использовать один размеченный и пронумерованный лист или лист в виде "книжки-гармошки". Главное, чтобы для ребенка не возникало проблем в последовательности сначала изображения, а затем использования материала. Как правило, дети дорожат своими "авторскими" книгами. В уголке книги или в детской библиотеке группы можно отвести им место.

Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, не забудьте об обложке, где ребенок может написать ее название, свое имя (автор), а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорт, фрукт и т. д.).Приведем пример "записи" детьми темы "Овощи":

Человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей".

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой может применяться зарисовка последовательности событий, персонажей, характеристики героев и т. д.

Для развития элементарных математических представлений у детей можно обратиться к опорным схемам:

  • для записи структуры арифметических задач;
  • обозначения углов ( ), сторон ( ), направлений ( ); и использования аббревиатур для обозначения месяцев года: ДЯФ – декабрь, январь, февраль. “Мы вышли на улицу, сильный мороз, ветер – поежились от холода – "дяф"”.

МАМ – март, апрель, май. "Весной рождается новая травка, цветы, листики и др. Ничего не может родиться без мамы. Весной все поздравляют своих мам с праздником 8 Марта".

ИИА – июнь, июль, август. “Летний день, жара. На лужайке стоит печальный ослик ИА, ему так жарко, что он только и может сказать "И-И-А"”.

СОН – сентябрь, октябрь, ноябрь. "Осенью вся природа засыпает, спят растения, засыпают некоторые животные";
"записи" свойств геометрических фигур;
изучения объемных фигур с помощью "паспортов" фигур.

(С этим материалом можно ознакомиться в учебнике по математике Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной "Раз – ступенька, два – ступенька..." М.: "Баласс", 1998).

На занятиях по развитию речи с использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. Например: "Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать".

Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре.

Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, "запись" правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм ("Магазин", "Парикмахерская", "Библиотека" и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх-драматизациях.

Это далеко не полный перечень того, где могут использоваться опорные схемы.

Работу по введению символов, опорных схем в нашем учреждении мы начали в средней группе, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста. Во всем объеме эта работа была развернута в подготовительной к школе группе. Поэтому хотелось бы остановиться еще на одном аспекте.

Опорные схемы широко применяются и в школе, но при этом есть своя специфика.

Особенности использования опорных схем

Детский сад
1. Задача: научить видеть и понимать закономерности явлений, событий. Добиваться упрощения “словесной” оболочки при полном понимании материала
2. Необходима эмоциональная окраска, упор на то, что запоминается яркое, необычное, веселое
3. Опорные схемы достаточно подробны
4. Опорные схемы помогают существенно экономить время занятий

Цель: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных.

Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Материал:

  • демонстрационный: схемы, иллюстрации животных;
  • раздаточный: карточки с изображением животных, игрушки животных би-ба-бо.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о диких и домашних животных и сравним их. Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животных стала собака. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети дикого предка. Собака волк, кролик заяц, свинья кабан, корова тур, кошка рысь и т.д.)

Педагог: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.

(Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: Где живут домашние животные? Где живут дикие животные?)

Педагог: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

(Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все последующие схемы остаются перед детьми.)

Педагог: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Почему я написала букву “Ж” в доме? Потому что слово “животное” начинается со звука “ж”, мы его обозначаем буквой “Ж”. Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк- логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога
и т.п.)

Педагог: Давайте вспомним, как выглядят животное.

(Педагог выставляет схему, обозначающую цвет.)

Педагог:

Назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?

(Педагог подводит итог: "У каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет".)

Педагог:

Животные различаются не только тем, где они живут, но и цветом, размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров)

(Далее педагог выставляет еще одну схему.)

Педагог: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост. Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

Педагог: Поговорим о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава,листики, кора, веточки) и т. д.? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема:

(Далее педагог выставляет еще схему.)

Педагог: Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит и т. д.) Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)

Педагог проводит физкультминутку с имитацией движений:

У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь,
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
И.С. Лопухина

(Педагог просит детей занять свои места.)

Педагог: Сейчас каждый из вас будет каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем

(Каждый ребенок берет карточку с перевернутым вниз изображением животного.)

Педагог: Рассказывать о животных вы будете по двое: один – о диком, а второй – о домашнем сравним их.

Педагог задает по два вопроса:

  1. Это животное очень неопрятное, у его норы всегда неприятный запах, но это один из самых красивых зверей наших лесов. (Лиса.)
  2. Какое животное спит всю зиму? (Медведь.)
  3. В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова.)
  4. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка.)
  5. Это животное стало первым другом человека. (Собака.)
  6. У какого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц.)

Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам. Педагог спрашивает, кто из них начнет первым, предлагает использовать в речи следующую конструкцию высказывания: "У меня..., а у меня...". Когда все дети расскажут о своем животном, педагог проводит физкультминутку "Медведь":

Медведь по лесу ходит,
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают
Медведя прогоняют.

Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию:

“Однажды домашние животные задумались. "Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! "Там так красиво!", – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. "Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает", – говорили волки. "Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть", – вздыхал зайчишка. "А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными", – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. "Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?" – заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: "Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле". "Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну", – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где ? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье”.

Педагог предлагает детям игрушки для театра би-ба-бо и составляет творческие рассказы на заданную тему.

Педагог (выслушав рассказы всех детей, подводит итог): Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных условий.

Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа. Сегодня на занятии мы рассказывали о животных, сравнивали их, используя схемы, поиграли.

(Затем педагог отмечает удачные выступления детей и то, над чем еще надо поработать)

Литература

  1. Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления у детей дошкольного возраста. – Ульяновск, 2001.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – С.-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.
  3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – Линка-Пресс, Москва, 2000.
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. – С.-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002.
  5. Нищева Н.В.Будем говорить правильно. – С-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002.
  6. Программа экологического образования детей “Мы”. Издание 2-е, С-Петербург: “Детство-Пресс”,2000
  7. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.