Памятки как эффективная форма взаимодействия педагога-психолога с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка

Разделы: Работа с родителями


Приоритетным направлением работы ДС № 193 “Земляничка” г.о. Тольятти с 2005 года является комплексное сопровождение развития ребёнка, предложенное профессором Л. М. Шипицыной, которое мы называем “экологией детства” [1]. Оно предполагает:

  • воспитание духовной культуры;
  • заботу о защите естественных “природных” прав;
  • раскрытие собственной индивидуальности;
  • медико-социо-психо-педагогическое сопровождение ребенка.

Сопровождение может пониматься как поддержка ребенка, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизирующее собственные ресурсы. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение “педагогики успеха”).

Актуальность данного направления мы видим в практическом воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.

Сопровождение основывается на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей (управленческий модуль, медицинский модуль, психологический модуль, педагогический модуль, социально-педагогический модуль, модуль диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого [2].

Работа каждого модуля и их взаимодействие определяет выбор психолого-педагогических технологий в системе комплексного сопровождения. По результатам работы модуля диагностики и комплексного ПМПк дошкольники условно делятся на следующие типологические группы:

  • соматически ослабленные (часто болеющие и диспансерные);
  • дети “группы риска” (с проявлениями агрессии, гиперактивности, замкнутости);
  • дети с трудностями в обучении;
  • дети с ярко выраженными способностями;
  • дети без особенностей в развитии [1].

Следующий этап работы – коррекционная и развивающая работа. Здесь помощь оказывается как непосредственно самому ребенку, так и опосредованно – педагогам и родителям.

В коррекционно-развивающей работе выделяются два вида сопровождения – индивидуальное и общее. В индивидуальном сопровождении детей “группы риска” основной задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. Общее сопровождение охватывает большое количество детей, даёт возможность разрешать общие психологические проблемы и предупредить их возникновение.

Очень важным аспектом общего сопровождения развития детей является взаимодействие с родителями, поиск новых путей просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль). С этой целью в детском саду внедряются следующие формы сотрудничества с родителями:

  • встречи с родителями и детьми в Центре семейного творчества “Земляничкины друзья” (пикники, мастерские, песенные фестивали, конкурсы, эстафеты, тренинги и т.д.);
  • участие родителей в открытых просмотрах занятий специалистов в День открытых дверей;
  • участие родителей в акциях, экскурсиях, походах;
  • итоговые конференции с родителями выпускников;
  • ведение детских портфолио;
  • работа мини-центров для родителей в группах и др. [3]

В каждой возрастной группе для родителей организованы мини-центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком “группы риска”. Данный материал размещён в энциклопедиях, шпаргалках, памятках. Также здесь размещены игры, пособия, которые родители могут взять домой для того, чтобы поиграть с ребёнком, возможно, закрепить те навыки и умения, которые их сын или дочь получили в детском саду.

Особое место в материалах мини-центров заслуживают памятки, которые помогают родителям ориентироваться в психологических особенностях детей разного возраста, а значит учитывать эти особенности в своём взаимодействии и помогать детям в нужной жизненной ситуации.

Все памятки, предлагаемые родителям очень лаконичны, имеют компактный внешний вид (буклет), их удобно и просто изучить во время прихода родителей с ребёнком в д/с, взять с собой после тренинга или консультации. Содержание памятки, в виде конкретных рекомендаций и пожеланий, облегчает усвоение изложенного и помогает родителям корректировать свои взаимоотношения с ребёнком.

Тематика памяток для родителей разнообразна и касается актуальных сфер развития, воспитания и обучения ребёнка-дошкольника. Кроме этого мы предлагаем памятки, которые помогают взрослым в стрессовых ситуациях справляться со своим эмоциональным состоянием, включать механизмы саморегуляции (памятки “Как защитить себя от стресса?”, “Шесть рецептов избавления от гнева” и др.)

Памятки для родителей позволяют психологизировать процесс взаимодействия родителя с ребёнком в ненавязчивой, адресной форме. Их можно использовать в качестве обобщения в конце практических встреч с родителями, в качестве своеобразных “путеводителей” в повседневном общении с ребёнком. В практике своей работы мы убедились в том, что памятки очень эффективны во взаимодействии с семьями воспитанников и пользуются популярностью среди родителей.

Предлагаем несколько вариантов памяток по следующим темам.

  1. Возрастные психологические особенности дошкольников.
  2. Особенности детей типологических групп.
  3. Гендерные особенности развития детей.
  4. Памятки по тематике встреч педагога-психолога с родителями.

Памятка для родителей

“Основные линии развития ребёнка”

3–4 года

Линия развития – развитие личности:

– осознание своей половой принадлежности;
– осознание себя во времени;
– осознание себя в обществе;
– притязание на признание;
– формирование произвольности к предметному миру.

Проблемная линия развития – кризис трёх лет, формирование образа Я:

– негативизм;
– упрямство;
– капризы при обособлении от взрослого.

Рекомендации:

  1. Выстраивать деятельность ребёнка в соответствии с его полом (“Ведь ты мальчик, а мальчики и мужчины всегда уступают девочкам”).
  2. Не ругать ребёнка за погрешности, связанные с туалетом (мокрые штанишки, лужа рядом с горшком), а терпеливо и настойчиво объяснять, как и что нужно делать.
  3. Предлагать рассматривать фото ребёнка в младенчестве, раннем возрасте и проговаривать моменты сегодняшних достижений (“Когда ты был вот такой, ты совсем не умел есть из тарелки, я кормила тебя из бутылочки через соску”; “Здесь ты не умел ходить и всё время держался за меня”; “Посмотри, на этой фотографии ты в своих первых сандаликах. Ты ещё не умел их надевать, и за тебя это делала я” и т.д.)
  4. Обозначать перспективы развития ребёнка (“Ещё чуть-чуть подрастёшь и будешь сам завязывать шапку”; “Совсем скоро ты сам научишься убирать игрушки, правильно держать ложку, просить о помощи друга” и т.д.)
  5. Поощрять дружеское отношение к другим детям, хвалить за то, что ребёнок делится игрушками, учить вежливо просить что-то у других, благодарить.
  6. Ни в коем случае не оставлять без внимания отрицательное, негативное отношение к другим, пытаться анализировать с ребёнком плохие поступки, объяснять, что ребёнок иногда бывает не прав.
  7. Воспитывать ребёнка на примерах положительных поступков литературных героев.
  8. Замечать и одобрять малейшие достижения ребёнка (научился сам застёгивать сандалии, куртку и т.д., научился убирать за собою игрушки, помог брату или бабушке, рассказал стихотворение и т.д.)
  9. Терпеливо относиться к проявлениям кризиса 3-х лет (негативизм, упрямство, капризы), объяснять ребёнку, как лучше что-то сделать, не ущемляя его стремления к самостоятельности. В тоже время контролировать его действия и поступки (“Хорошо, ты сам польёшь цветок, но я обязательно потом проверю, как ты с этим справился”; “Помой посуду сам, но не забудь её хорошо сполоснуть, так, чтобы не осталось пены” и т.д.)
  10. Эмоционально всегда поддерживать ребёнка, быть его другом и помощником.

По материалам лекций доцента кафедры возрастной психологии МПГУ
Л.А. Григорович, г. Москва.

Памятка для родителей

Если Ваш ребенок с проявлениями агрессивности, то:

  1. Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка.
  2. Стараться быть внимательными к нуждам ребенка.
  3. Стараться вводить меньше запретов и не повышать голос на ребенка, помнить, что это самые неэффективные способы для преодоления агрессивности.
  4. Все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной форме.
  5. Давать возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещая его на другие объекты.
  6. Показывать ребенку личный пример эффективного поведения (чаще демонстрировать ребенку свое доброжелательное, положительное отношение к окружающим).
  7. Стараться не допускать при ребенке вспышек собственного гнева; если вы все же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше всего уйти в другую комнату.
  8. Наказывать ребенка можно только за конкретные поступки, наказания не должны унижать ребенка.
  9. Не нужно стесняться лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.
  10. Ограничивайте просмотр телепередач.
  11. Заведите дома животное. Посещайте выставки животных, цирковые представления с их участием.
  12. Не покупайте игрушки, вызывающие агрессию.

Памятка для родителей

Если Ваш ребенок с проявлениями гиперактивности, то:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Чаще поддерживайте его успехи. Это поможет ребенку укрепить уверенность в своих силах.
  2. Когда вы отдаете распоряжения, вы можете их формулировать следующим образом: “ Мне нужна помощь. Пожалуйста, убери обувь от двери”. Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
  3. Избегайте частых повторений слов “нет”, “нельзя”.
  4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.
  6. Для подкрепления устных конструкций используйте зрительную стимуляцию.
  7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (дети чувствуют себя в безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями).
  9. По возможности избегайте скопления людей (это оказывает на ребенка чрезвычайно стимулирующее действие).
  10. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных приятелей.
  11. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  12. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезно ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  13. Чаще берите своего ребенка на руки, сажайте на колени, обнимайте его, поглаживайте по голове, спине.
  14. Ограничивайте употребление ребенком сладостей, это приводит к его перевозбуждению.

Памятка для родителей

Если Ваш ребенок с проявлениями замкнутости, то:

  1. Не принуждайте ребёнка к общению.
  2. Старайтесь не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, и не пытайтесь общаться “за ребёнка”
  3. Введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребёнка; не раздражайтесь на то, что ваш ребёнок отказывается от общения.
  4. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (“сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера”)
  5. Старайтесь быть примером эффективно общающегося человека.
  6. Привлекайте ребёнка к “вынужденному” общению: попросите сделать покупку, узнать, который час и т.д.
  7. Если ребёнок захотел пообщаться с вами, постарайтесь отложить все свои дела и поддержите это желание.
  8. Заведите дома животное. Посещайте выставки животных, цирковые представления с их участием.
  9. Будьте снисходительны к ошибкам своего ребёнка.

“Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста” под редакцией Л.М. Шипицыной

Памятка для родителей

Если Вы воспитываете мальчика, то Вам необходимо знать:

  1. Кровеносные сосуды мальчиков менее эластичны, поэтому при кровотечениях у мальчиков, им нужна экстренная помощь.
  2. Тазовые кости мальчиков расположены выше, чем у девочек. Поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений на ограниченной возвышенной поверхности мальчиков необходимо страховать.
  3. У мальчиков хорошо развита крупная моторика, а мелкая недостаточно. Поэтому мальчикам необходимо как можно чаще предлагать упражнения и задания на развития мелкой моторики рук (штриховка, рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.д.).
  4. Мальчики не так быстро включаются в деятельность, но работоспособность сохраняют более длительное время.
  5. Общаются мальчики для того, чтобы получить новые знания.
  6. В душе мальчики исследователи, находящиеся в постоянном поиске, способные ради нового оставить старое, долго одним и тем же им заниматься тяжело.
  7. Очень большое значение для мальчиков имеет мнение группы, особенно того же пола. Поэтому, чтобы сподвигнуть мальчика на какой-то поступок или дело, нужно отметить, что это очень поднимет его авторитет в глазах друзей – мальчиков.
  8. В любых видах соревнований для мальчика очень важно быть первым.
  9. Агрессия мальчика, как правило, направлена вовне, на других. Возможность невротизации мальчиков в полтора раза выше, чем у девочек. Поэтому в процессе воспитания мальчиков необходимо стараться уменьшать количество невротизирующих ситуаций.

Памятка для родителей

Если Вы воспитываете девочку, то Вам необходимо знать:

  1. У девочек темп развития выше, они быстрее созревают.
  2. У девочек слабые связки, хрящи быстрее, чем у мальчиков заменяются костью. Поэтому их больше надо страховать при выполнении упражнений, развитии двигательных навыков.
  3. Девочки быстро включаются в деятельность, но пик работоспособности наступает раньше, чем у мальчиков.
  4. Девочки быстрее эмоционально утомляются, часто именно это является причиной их капризов.
  5. При возможности выбора девочки предпочитают знакомую, хорошо освоенную деятельность.
  6. В общении девочки больше ориентированы на взрослого, его мнение для них очень важно. Общаются девочки ради общения.
  7. В любых видах соревнований самое главное для девочки не быть последней.
  8. Девочки более целеустремленны, более упрямы в достижении цели. Но чаще бывают непоследовательными.
  9. Чаще агрессия девочки направлена внутрь (аутоагрессия – ребёнок грызёт ногти, сосёт пальцы и т.д.). Помочь им может только любовь и ласка.

По материалам лекций к.п.н., доцента МГПУ Григорович Л.А.

Памятка для родителей

“Правила позитивного общения с ребёнком”

  1. Тон голоса и выражение лица должны быть доброжелательными!
  2. Как можно меньше употреблять слово “нельзя” и частицу “не”!
  3. Всегда стараться выслушивать и понимать детей!
  4. Стараться объяснить, а не просто предъявлять требования!
  5. Предлагать ребёнку варианты и обозначать перспективу!
  6. Как можно чаще высказывать эмоциональное одобрение, хвалить!
  7. Оценивать поступки ребёнка. А не его самого!
  8. Помнить о том, что от нас ребёнку просто нужно как можно больше телесных контактов: обнять, погладить, прижать, приласкать, посадить на колени.
  9. Проявлять к ребёнку как можно больше терпимости и любви!

По материалам пособия Ю.С. Бениловой “Доброжелательные взгляды на общение с детьми”, М.: Книголюб, 2005

Памятка для родителей

“Как помочь ребёнку поддерживать дружеские отношения с детьми”

  1. Настраивайте ребёнка на положительное общение со сверстниками, выражайте уверенность в том, сын или дочь смогут поиграть не поссорившись.
  2. Постоянно пополняйте словарь детей словами и выражениями, которые помогут им вступать в контакт со сверстниками: “Давай играть вместе”, “Пожалуйста, ходи первым”, “Будь добр, уступи мне” и т.д.
  3. В процессе игры или общения детей интересуйтесь “как идут дела” (если Вы рядом).
  4. Оценивая ребёнка, делайте акцент на его поступках, а не на личности. Правильно сказать не “ты плохой – обидел Марину!”, а “ты поступил нехорошо – обидел Марину, попробуй исправить свою ошибку!”
  5. Обязательно спрашивайте у ребёнка, какие чувства и ощущения у него остались после встречи с другом. Заострите внимание на эмоционально– положительных моментах общения.
  6. Чаще играйте, что-то делайте вместе с ребёнком. Ставьте себя в роль ведущего и ведомого. Полученные навыки такого общения с Вами очень пригодятся ребёнку во взаимоотношениях с детьми.
  7. Обращайте внимание на дружеские взаимоотношения героев произведений художественной литературы, обсуждайте особо яркие моменты.
  8. Будьте настоящим, верным другом своему ребёнку! Только тогда он по-настоящему научится ценить дружбу и дорожить ею!

С пожеланиями успехов педагог-психолог ДС №193 Курынова С.С.

Библиографический список

  1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
  2. Карабанова, Н.А., Курынова, С.С., Руденко, И. В., Тумакова, О.Е. Экология детства. Комплексное сопровождение ребёнка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2005. – 132 с.
  3. Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 58 с.