Правописание Ь после шипящих у существительных

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • вывести вместе с детьми правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода;
  • расширить знания детей о функциях Ь в русском языке;
  • составить алгоритм написания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Этапы урока Ход урока. УУД
I-й этап – чистописание и актуализация знаний У. У человека оно одно, у вороны – удвоено, а у лисы отсутствует совсем. Что это?

Д. Высказывают разные предположения, кто-то называет правильный ответ, что это буква О.

У. – Назовите имена существительные, которые встретились в этой загадке. Обоснуйте ваш выбор. Определите род имени существительного.

Д. Слово человек отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет, значит это – имя существительное. Определяю род. Человек – он мой – мужской род.

(Аналогично слова “ворона” и “лиса”.)

У. – Как определить род имени существительного?

Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

А теперь посмотрите на доску.

(На доске записаны строчные буквы Ш, Щ, Ч)

У. – Что общего у этих букв?

Д. – Это согласные буквы, шипящие.

– Эти буквы имеют общий элемент: наклонная палочка с закруглением внизу.

У. – Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии.

Дети записывают буквы, каждую два раза.

У. А.теперь запишите соединения, которые даны ниже.

Дети записывают: ШИ, ШЬ, ЧА,ЧЬ, ЩУ,ЩЬ.

У. – Ребята, как вы думаете, какую букву надо было бы ещё написать?

Д. Надо написать букву Ж, т.к. она тоже согласная и обозначает шипящий звук.

У. Посмотрите внимательно на записанные соединения. Что интересного вы заметили?

Д. Мы заметили закономерность: сначала идёт буква с гласной, а потом эта же буква записана с Ь.

У. Допишите соединения с буквой Ж, соблюдая закономерность.

ЛУУД– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– строить рассуждения;

КУУД – учитывать разные мнения,

– формулировать собственное мнение

II-й этап – постановка проблемы. На доске записаны слова: вещи, ерши, мелочи, чертежи, броши.

У. –Что общего у данных слов?

Д. – Эти слова стоят во множественном числе.

У. – Запишите эти слова в единственном числе.

Два ученика выполнят это задание у доски.

У. – А теперь давайте проверим вашу работу.

– Что вас удивило?
– Задание было одно, а как написали?
– Почему же так вышло?

Д. Дети отвечают, что мы не знаем, как правильно.

У. – Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Д. Дети формулируют тему урока “Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных”. Учитель открывает тему урока на доске.

ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

III-й этап – поиск решения 1. У. Давайте разбираться, почему разные написания.

На доске даны слова: душ, ложь, дочь, плащ, страж, мышь.

У. – Прочитайте слова, записанные на доске.
– чем похожи все слова?

Дети отвечают, что это существительные с шипящей на конце.

У. – Чем различаются слова.

Дети отвечают, что в одних словах есть Ь, а в других он отсутствует.

У. – Какие у вас возникли предположения?

Можно выслушать несколько предположений.

У. – Запишите все слова с Ь в один столбик, а без Ь – в другой.

– Что общего у существительных 1 столбика?

Д. – Это существительные мужского рода.

У. – Что общего у существительных 2 столбика?

Д. – Это существительные женского рода.

У. – Кто может сформулировать вывод о правописании Ь после шипящих.

Дети делают вывод.

2. У. – А теперь откройте учебник на стр. 4. Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

У. – Что нового вы узнали из правила?

Д. – Мы узнали, как обозначается эта орфограмма.

Один из учеников показывает на доске, как обозначается данная орфограмма.

Физкультминутка.

Учитель называет несколько имён существительных. Если это существительное мужского рода, то встают мальчики, если женского рода – девочки.

3. У. – А теперь давайте проверим, кто же был прав.

Дети проверяют записанные слова, исправляют допущенные ошибки, используя новое правило

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– обобщать;

– строить рассуждения;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание;

IV-й этап – составление алгоритма. У. – А теперь давайте составим алгоритм написания Ь после шипящих на конце имён существительных

Дети отвечают, что надо определить род. Если род мужской, то Ь не пишется, а если женский – то пишем Ь.

Учитель вывешивает таблички.

У. – Это подходит для всех слов?

Д. – Нет, только для существительных с шипящей на конце.

У. – Значит, что надо сделать вначале?

Д. – Надо определить часть речи.

На доске появляется алгоритм:

  1. Есть шипящий на конце?
  2. Определить часть речи.
  3. Определить род.

Мужской род – нет Ь.

Женский род – Ь

РУУД – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

– учитывать правило в планировании

ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинно-следственные связи;

V-й этап – первичное закрепление. Игра с мячом. Ученик, получивший мяч, определяет, нужен ли в слове Ь, пользуясь алгоритмом

Учитель называет слова: мяч, калач, вещь, ложь, рожь, камыш, речь, печь.

ПУУД – строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

КУУД – использовать речь для регуляции своего действия

VI-й этап –

Работа в группах

Далее учащиеся работают в 4 группах.

1-я группа. Вставьте Ь в словах и сделайте вывод, какую роль выполняет Ь в данных словах.

Кон-ки, малыш-, пис-мо, кулич-, морков-, ключ-.

2-я группа. Задание аналогичное.

Обез-яна, плащ-, в-юга, багаж-, лист-я, шалаш-.

3-я группа. Задание аналогичное.

Испеч-, ключ-, береч-, карандаш-, стереч-, шалаш-.

4-я группа. Задание аналогичное.

Доч-, калач-, карандаш-, молодёж-, помощ-, реч-.

Проверка работы в группах.

Дети рассказывают о своих выводах.

На доске появляется обобщение о функциях Ь в русском языке

– обозначает мягкость согласных;
– разделительный Ь;
– указывает на грамматическую форму – неопределённая форма глагола;
– указывает на грамматическую форму – существительное женского рода с шипящей на конце.

У. Что нового мы узнали о Ь?

КУУД – допускать возможность различных мнений;

– приходить к общему решению;

– контролировать действия партнёра;

– учитывать разные мнения;

ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– осуществлять контроль итоговый и пошаговый;

VII-й этап – самостоятельная работа У. – Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике. Я предлагаю вам два варианта. На доске записаны слова:

Ноч-, тиш-, камыш-, шалаш-, мыш-, малыш-, не спишь.

Вставьте там, где надо Ь.

Дети выбегают по одному и вставляют Ь с доказательством.

1-й вариант – составить небольшой рассказ, используя данные слова.

2-й вариант – составить четверостишие:

-----------------------тиш-

-----------------------камыш-.

----------------------мыш-.

----------------------не спишь! (малыш-)

Проверка.

Дети зачитывают свои работы.

У. Назовите слова с новой орфограммой. Докажите.

Развитие творческих способностей.
VIII-й этап –

итог урока.

Рефлексия.

У. – С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке сегодня?

Каким алгоритмом мы будем пользоваться?

Что нового мы узнали о Ь?

Кто может похвалить себя за работу на уроке?

А кто недоволен сегодня своей работой? Почему?

Что было интересно на уроке?

Что вызвало затруднения?

Домашнее задание:

  1. Попробуйте зарифмовать новое правило, с которым мы познакомились.
  2. Запишите 7 новых слов женского рода с шипящей на конце и 7 слов мужского рода.
ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание.