Рыночное равновесие

Разделы: Экономика


Цели урока:

  • Сформировать понятие равновесной цены и равновесного количества;
  • Закрепить умения построения кривых спроса и предложения на одном графике с учетом изменения ситуаций на рынке;
  • Развивать экономическое мышление.

Учащиеся должны знать:

  1. Определение понятия равновесного количества.
  2. Определение понятия уравновешивающей функции цены.
  3. Механизм осуществления уравновешивающей функции цены.
  4. Метод графического определения равновесной цены.
  5. Причины недолговечности рыночного равновесия.
  6. Механизм установления взаимосвязи между различными рынками.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснить, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие.
  2. Находить на графике новую точку равновесия, исходя из предлагаемых ему обстоятельств, оказывающих влияние на изменение местоположения кривых спроса и предложения.
  3. Строить цепочки возможных взаимосвязей рынков.

Ход урока

Учитель оговаривает с учениками о том, что дальнейшие рассуждения относятся к условиям совершенной конкуренции, при которых большое число продавцов взаимодействует с большим количеством покупателей и все они равноправны в своих действиях. Никто из них в отдельности не может повлиять на цену, потому что покупает или поставляет на рынок лишь незначительную часть от общего количества товара или услуги.

Для того чтобы определить, какая же цена установится на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, учитель предлагает ученикам свести в единую таблицу шкалу спроса и шкалу предложения из предыдущих уроков. 

Спрос, предложение и рыночная цена

Величина предложения, (единиц товара) Цена, (руб.) Величина спроса, (единиц товара) Излишек (+) или нехватка (-) товара (единиц)
2 10 50 - 48
9 15 42 - 33
18 20 32 - 14
25 25 25 0
31 30 20 + 11
37 35 15 + 22
42 40 10 + 32

В этой таблице предоставлено семь уровней цены, которым соответствуют семь величин спроса и семь величин предложения.

Учитель вместе с учениками определяет единственную в этой таблице цену, при которой не будет ни излишка, ни дефицита. При этой цене количество единиц товара, которое вынесут на рынок продавцы, будет равно тому количеству, которое покупатели желают и могут купить.

Изобразив все точки спроса и предложения на графике, получаем пересечение двух кривых.

На графике равновесная цена соответствует точке равновесия, получаемой в результате пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка А).

Учитель вместе с учениками формулирует определение равновесного количества и уравновешивающей функции цены:

Равновесная цена - это цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели. 

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

Учитель объясняет, что в условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке – явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции и показывает на примерах, что конкурируют нетолько продавцы с покупателями, но и продавцы между собой, когда цена временно существует на уровне выше равновесной. Эта конкуренция заставляет продавцов снижать цену в борьбе за покупателей, а тех, кто не может себе этого позволить вследствии высоких затрат на производство, уйти с рынка. Конкурируют между собой и покупатели, если цена временно окажется ниже равновесной. Конкуренция заставит часть из них согласиться на покупку товара по более высокой цене, а другую часть – отказаться от покупки.

Затем учитель показывает графически, что присходит на рынке, если цена временно устанавливается выше равновесной:

В ситуации, когда объем предложения превышает величину спроса, на рынке возникает избыток товара. При этом развертывается конкуренция между продавцами, каждый стремиться найти своего покупателя, и те, у кого издержки производства товара ниже, раньше других пойдут на снижение цены. Производители, у которых затраты высокие, не могут позволить продавать товары по более низким ценам, поэтому они покинут рынок и величина предложения сократиться. В тоже время при снизившейся цене появится большее количество покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти, избыток будет уменьшаться и, наконец, станет равным нулю, а величина спроса и предложения совпадут.

Далее учитель объясняет, что при цене ниже равновесной возникает дефицит товаров. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то часть из них, очевидно имеющие большие доходы, согласиться приобрести товар по более высокой цене, остальные же вынуждены будут отказаться от покупки этих товаров. Это приведет к сокращению величины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения и постепенно дефицит будет окончательно ликвидирован и объем спроса и предложения совпадут.

Затем учитель графически показывает ученикам реакцию рынка на изменение спроса и предложения (используя возможности интерактивной доски):

  1. Изменение спроса (предложение остается неизменным).
  2. Изменение предложения (спрос остается неизменным).
  3. Спрос и предложения сокращаются.
  4. Спрос и предложения увеличиваются.
  5. Спрос увеличивается, предложение сокращается.
  6. Спрос сокращается, предложение увеличивается.

Далее учитель предлагает ученикам самим смоделировать ситуацию на рынке по заданным условиям:

В конце урока учитель вместе с учениками делает вывод, что в условиях совершенной конкуренции рынок быстро справляется с проблемой избытка и дефицита. Однако в реальной жизни наличие и того и другого не такое уж редкое явление.

Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этим кем-то чаще всего бывает государство и монополии.

Приложение.