Урок математики с элементами краеведения "Десятичные дроби. Сложение, вычитание, округление и сравнение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Актуализировать и обобщить знания учащихся по темам: сложение, вычитание, округление и сравнение десятичных дробей
  • закрепление навыков сложения, вычитания, округления и сравнения десятичных дробей
  • воспитание устойчивого интереса к изучению математики
  • привитие интереса к изучению родного края
  • создание комфортности на уроке для каждого ученика.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений.

Структура урока: фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, план Астраханского кремля, карточки-задания, фотографии башень Астраханского кремля.

Перед уроком учащиеся получают листы-самооценки (Приложение 1), которые заполняют после каждого этапа урока.

Ход урока

 

I. Орг. момент.

II. Разгадайте ребус.

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами:

  1. поделимся друг с другом глубокими знаниями по теме «Десятичные дроби»;
  2. вспомним все самое ценное по теме «Сложение, вычитание, округление и сравнение десятичных дробей»

IV. Устная работа.

А чтобы нам было не скучно, мы совершим небольшую экскурсию. Вы хотите знать куда мы отправимся? Тогда расставьте дроби в порядке возрастания, каждой дроби соответствует буква.

3,567; 3,067; 3,105; 3,0005; 3,9; 3,14; 3,1052; 3,002; 3,899

3,0005 3,002 3,067 3,105 3,1052 3,14 3,567 3,899 3,9
     А           с           т           р           а           х           а           н           ь     

Итак, мы отправляемся на экскурсию по городу Астрахань, а точнее в самое ее сердце - Кремль.

V. Работа по карточкам.

(выполняют 6 учащихся во время устной работы)

«Экскурсоводы» выполнят работу на карточках и расшифруют названия башень Астраханского Кремля. Приложение 2

VI. Устная работа.

Перед экскурсией, во избежание неприятностей повторяют правила поведения. Давайте и мы повторим правила «поведения» с десятичными дробями и исправим ошибки. На доске в примерах допущены ошибки, вы должны их найти и исправить.

1)

2) 15,045 ≈ 15,1

1,247 ≈ 1,257

3) скажите какой знак действия надо поставить вместо *, и какое число записать в , чтобы получилось верное равенство.

4,552 * = 455,2

0,12 * = 1,2

5,4 * = 0,54

17,1 * =

Проверка работы по карточкам. Учащиеся говорят расшифрованные названия башень Астраханского кремля, учитель фотографию соответствующей башни прикрепляет на плане Кремля, сопровождая каждый ответ небольшой исторической справкой о назначении башни.

VII. Работа по теме.

1) Вы обратили внимание, что число 1710 записано в рамочке? Дело в том, что в 1710 году в Астрахани было законченно строительство собора, красотой которого был поражен царь Петр I настолько, что дал указ построить такой же в Петербурге. Чтобы узнать, что это за собор нам необходимо выполнить задание. Каждый ряд решает по два уравнения. (Учащиеся решают уравнения, находят карточки с ответом, переворачивают фрагмент с фотографией на решенное уравнение и таким образом получают фотографию Успенского собора).

1 ряд 10 · (х – 4,7) = 2,5 5,8 + х = 14,6
2 ряд 10 · (28 – х ) = 13,4 6,9 + х = 8,2
3 ряд (х – 0,2) : 10 = 0,12 187,3 + х = 246,38

 

Какой собор изображен на фотографии?

2) Перед вами план города Астраханского кремля (Приложение 3).  (План кремля через видеопроектор с монитора компьютера выведен на экран). Какую геометрическую фигуру он напоминает? (треугольник). А знаете ли вы длину Кремлевской стены?

Решение задачи. (Текст задачи представлен на компьютере, выведен на экран через видеопроектор). Приложение 4

Задача. Длина одной стороны Кремлевской стены 657 м, второй на 0,151 км меньше первой, а длина третьей стены на 0,179 км больше длины второй стены. Найдите длину Кремлевской стены.

В ходе обсуждения решения задачи подвести учащихся к тому, что надо найти периметр треугольника.

VIII. Самостоятельная работа.

Выполнив это задание, вы узнаете название одного из старейших соборов Астраханского кремля.

Какая дробь больше?

а) Т.85,09 или У.67,99
б) С.1,6 или Р.1,64
в) П.0,025 или О.0,25
г) И.8,432 или Е.8,342
д) Н.0,5 или Ц.0,51
е) К.2,52 или С.2,4
ж) И.3,256 или К.3,246
з) Й.5,01 или И.5,1

Букву соответствующей большей дроби вписать в таблицу.

а) б) в) г) д) е) ж) з)
                                               

Получили название собора (Троицкий)

 

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Округлить десятичные дроби.

  85,4973 6,1984
До тысячных    
До десятков    
До единиц    

Ответы вывести на экран с компьютера через видеопроектор.

X. Подведение итогов. Выставление оценок.

Совершая сегодня экскурсию по родному городу, мы повторили тему «Сложение, вычитание, округление и сравнение десятичных дробей»

Посмотрите на свои листы самооценки, сделайте вывод, как вы освоили данную тему. Выставляют себе оценку за урок. Листы самооценки сдают учителю.
Кроме этого учитель выставляет оценки учащимся активно работавшим на уроке.

XI. Рефлексия.

Учащиеся выбирают те ответы которые соответствуют их уровню подготовки.

  1. Чтение и запись десятичных дробей:
    А) никогда не ошибаюсь
    Б) иногда допускаю ошибки
    В) не умею

  2. Округление десятичных дробей
    А) никогда не ошибаюсь
    Б) иногда допускаю ошибки
    В) не умею

  3. Сравнение десятичных дробей
    А) никогда не ошибаюсь
    Б) иногда допускаю ошибки
    В) не умею

  4. Сложение и вычитание десятичных дробей
    А) никогда не ошибаюсь
    Б) иногда допускаю ошибки
    В) не умею

  5. Решение уравнений
    А) никогда не ошибаюсь
    Б) иногда допускаю ошибки
    В) не умею

XII. Дом. задание. 

Выдается на карточках каждому ученику.

Реши задачу.

Высота успенского собора 0,075 км, высота Крымской башни на 58 м меньше. Колокольня на 0, 063 м выше Крымской башни. Найдите высоту Колокольни.