Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Неотъемлемой составляющей учебной деятельности любого образовательного учреждения являются педагогические советы, которые по своей направленности бывают разнообразны. Их проведение и организация базируются на тех целях и задачах, которые стоят перед коллективом на данный момент. Перед нашей гимназией стоит цель – формирование доминанты самосовершенствования личности в контексте индивидуализации образовательного процесса. Для решения этой цели творческие учителя гимназии участвуют в написании и реализации проектов, программ. Предлагаю вам материал для проведения педсовета по теме «Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у гимназистов».

Оперативный план-проект проведения педсовета

Тема: Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у гимназистов.

Этапы Регламент Ответственные
1. Тезаурус.(компетенция, коммуникативная, информационная компетенции) 10 минут  
2. Концепция формирования информационного общества 7 минут  
3. Компетенции и компетентностная модель современного учителя 10 минут  
4. Качество обученности за первую четверть. 10 минут  
5. Анализ «скрытой камеры» 5 минут  
6. Практикум «Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» 35 минут  
7. Формирование ИК кометентностей в начальном звене прогимназии 10 минут  
8. Анализ анкет и экспересс-опроса 10 минут  
9. «Проба пера» 10 минут  
10. Рефлексия 5 минут  
11. Проект решения педсовета 5 минут  

Тезаурус

Что такое информация?

Информация (от латинского)

  • разъяснение,
  • представление,
  • сообщение.

Что такое коммуникативность?

  • совокупность некоторых свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения.

Что такое компетентность?

  • Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач (проблем).
  • Способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность.

Что такое коммуникативная компетентность?

  • Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.
  • Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.

Что такое информационная компетентность?

  • это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • умение работать со всеми видами источниками информации.

Концепция формирования информационного общества 

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме

Можно выделить следующие характерные черты информационного общества:

В 1999 году Государственной Думой Российской Федерации была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Ее цель – определение российского пути построения информационного общества, обусловленного современным политическим, экономическим, культурным, образовательным уровнем развития государства и общества. В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Основой российского пути должны явиться:

  • информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
  • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
  • обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Трудно переоценить роль школы в решении данного вопроса. Однако возникает проблема: может ли наша система образования в полной мере способствовать развитию информационного общества в стране.

Но не следует воспринимать информационное общество как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, но этот мир таит в себе опасность отхода от реальности. На пути молодого поколения встает проблема - это информационные соблазны и угрозы. Возникают этические и правовые проблемы: частная жизнь людей и организаций может быть разрушена; негативное влияние средств массовой информации; необходимость постоянного повышения своего профессионального уровня; психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью; массовая безработица; «информационные войны»; информационное неравенство, которое вносит раскол в общество и ставит под угрозу национальную безопасность

Частью общечеловеческой культуры должна стать информационная культура – умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Основы информационной культуры человека должны закладываться в школе.

О степени продвижения страны по пути к информационному обществу позволяет судить уровень количественного и качественного развития образовательной системы.

Среди первоочередных задач государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу в области образования должны быть решены следующие задачи:

  • выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.);
  • создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных; создание сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, оснащенных современными средствами информатизации.

Возникает необходимость решения сложной общественно значимой задачи – создание определенного поведения члена информационного общества, выявления методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями. Именно такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества – основная перспективная задача перехода к информационному обществу. 

Компетенции и компетентностная модель современного учителя.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
  • Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в неё элементов:

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности:

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся сделать его индивидуальные дарования социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает важным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • демонстрировать компетентное поведение;
  • демонстрировать увлеченность свом предметом;
  • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
  • стимулировать интерес, желание вместе думать и дискутировать;
  • ставить оригинальные вопросы;
  • проявлять независимое мышление;
  • формулировать идеи;
  • высказывать разнообразные точки зрения;
  • мотивировать учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Педагогические методы, способы и технологии.

  • Технология «критического мышления»
  • Проектно – исследовательский метод
  • Организация разнообразных форм диалога и дискуссий
  • Методы формирования понятий

Основные компетенции современного учителя.

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Организовать и руководить самостоятельную деятельность учащихся.
  • Занимать позицию эксперта.
  • «Сценировать» учебный процесс
  • Планировать.
  • Мотивировать.
  • Владеть компьютерными технологиями
  • Владеть проектным мышлением.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения.

Анализ скрытой камеры.

Для проведения анализа были собраны данные по успеваемости по двум предметам у учащихся двух классов. При этом фамилии учителей, и детей не указываются. Через собеседование с учителем выяснили, какие оценки являются реальными, а какие завышены или занижены (они подчеркнуты). Перед коллективом была поставлена задача – выяснить причины.

Через собеседование с учениками, выяснили, как они оценивают свои знания за данный промежуток времени по данному предмету. 

  учитель ученик учитель ученик
1     4 5
2 3 3    
3 3 3    
4 3 4    
5     4 5
6 3 3    
7 3 3    
8     3 3
9 3 4    
10     3 4
11 4 5    
12     4 4
13     4 4
14     4 4
15 4 4    
16     3 4
17     3 4
18 3 4    

     учитель ученик учитель ученик
1 4 4 4 4
2 4 4 3 3
3 4 4 4 4
4 4 4- 3 4
5 5 4 5 5
6 4 4 4 4
7 5 4 5 5
8 4 4 4 4
9 5 5 5 5
         
1 5 5 5 4
2 4/3 4 3 3
3 5 4 5 5
4 3/4 4 4 4
5 4 4 5 5
6 3/4 3 4 4
7 3 3 4 4
8 4 4 3 4
9 5 4 4 4

Перед коллективом была поставлена задача – выяснить причины расхождения оценок учителя и самооценки ученика.

Причины:

  • необъективная оценка своих возможностей со стороны учащихся;
  • нераскрытые способности учащегося со стороны учителя;
  • несформированность ИКК учащегося для желаемого им результата, над чем и стоит работать педагогическому коллективу.

«Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» (практикум)

Компетенции, обеспечивающие коммуникацию.

  1. Обсуждение.
  2. Выступление.
  3. Понимание текстов.
  4. Написание текстов.
  5. Работа с информацией.

Обсуждение

Первый уровень.

  • Говорить по теме дискуссии, формулировать свою точку зрения.
  • Задавать вопросы, касающиеся понимания: «правильно ли я понял, что..».

Второй уровень.

  • Определять цели и результаты обсуждения.
  • Выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий.
  • Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.

Третий уровень.

  • Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения своей цели, учитывая ситуацию (например, настроение группы). Уметь определять контекст коммуникации, то есть почему возникла необходимость в подобной коммуникации. Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии(например, передавать слово, задавать наводящие вопросы).

Выступление

Первый уровень.

  • Сделать короткое выступление на простую тему.. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему., несколько аргументов в качестве обоснования. Оценить, удалось ли раскрыть тему и обосновать свою точку зрения.

Второй уровень.

  • Определять цель выступления. Подготовить речь – изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации. Структурировать свою речь (во-первых, во-вторых..). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную идею выступления.

Третий уровень.

  • Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления Материала. Подготовить презентацию в электронном виде. Менять способа работы с аудиторией, если они не соответствуют характеру аудитории и сложившейся в ходе выступления ситуации. Осуществлять рефлексию, выделяя плюсы и минусы.

Понимание текстов.

Первый уровень

  • Уметь определить тему (фрагмент из книг, газет).
  • Умение определять основную идею в простых материалах, выразить кратко содержание простого текста объемом не более страницы.

Второй уровень.

  • Уметь определять основную идею научно-популярных журналов.
  • Уметь выразить краток содержание объемного текста.
  • Уметь различать в тексте факты, мнения – интерпретации.
  • Уметь определять жанровые особенности текста. Умение осуществлять прогноз развития процесса, ситуации, описанной в тексте.

Третий уровень

  • Уметь определять адресат текста, намерения автора, цель написания данного текста. Уметь комментировать текст, распознавать в тексте подтекст.
  • Уметь выявлять противоречия, осуществлять различные виды чтения (просмотровое, выборочное, смысловое.)

Написание текстов (документов)

Первый уровень

  • Уметь письменно изложить содержание простого текста, писать рефераты, отчет.

Второй уровень

  • Уметь исползьзовать различные формы представления информации (письма, памятки). Структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и понимать основные идеи.

Третий уровень

  • Уметь определять адресат текста, стиль письма, соответствующий адресату или цели. Уметь ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы, используя доказательства и и примеры. Уметь писать разного вида: отчеты, эссе, рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему.
  • Уровень сформированности данных компетентностей был проанализирован через фрагмент видеоурока и через выступление учащихся 7-8 классов на тему «Суд над инерцией».

Используя таблицу качества обученности, анализ скрытой камеры, знание уровней компетентностей гимназистов, через просмотренные фрагменты уроков, учителя выявили причины недостаточно высокого уровня ИКК у гимназистов

  • Фронтальный опрос учащихся
  • Работа с тестами
  • Недостаточная частая организация работы в диалоговом режиме
  • Из информационных источников чаще всего используется Интернет.
  • Неумение выбирать нужную информацию из книг, энциклопедий.

Формирование ИК компетентностей в начальном звене прогимназии.

В педагогике неизбежно возникают вопросы:

  • «Чему учить?»
  • «Зачем учить?»
  • «Как учить?»

Но, вместе с тем, появляется ещё один вопрос:

  • «Как учить результативно?»

Владение ИКТ – одно из необходимых требований к подготовке современного специалиста любой отрасли, рост которого начинается в начальных классах.

Использование младшими школьниками в своей деятельности Компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютера:

  • компьютерное конструирование,
  • творческое экспериментирование,
  • игры воображения…

Анкеты и диагностические беседы дали определённые ответы об уровне читательской активности – 30%, об уровне применения компьютера –20% и Интернета – 10% +50%.

Специфической оказалась ниша, которую занимает компьютер в сознании младших школьников: это отнюдь не рабочий инструмент, не средство решения интеллектуальных и коммуникативных задач, как у взрослых Школьников, а скорее некий аналог, заместитель таких привычных предметов, как телевизор, тетрис; главное же – его определяют как средство для игры.

Современные младшие школьники знают об Интернете, компьютере довольно много: он имеет кнопки, память, передает что-то, он платный и ломается.

Книга как источник информации отошла на второй план.

Наличие библиотеки в семье

         1     2     3     4  
α 3 4 2 9
ß 3   2 5

Посещение гимназической библиотеки

1 2 3 4
Посвящение в читатели частично активно активно

Существуют:

  1. Книжная элита, которая любит читать и размышлять
  2. Сторонники делового чтения (готовятся к Д.З.)
  3. Аутсайдеры (не читающие)

Практика проведения урока с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, внимания и памяти. Стимулирует познавательную активность, расширяет возможности получаемой информации.

Уровни компьютерной грамотности учащихся.

Высокий уровень Средний уровень Низкийуровень
15 человек 16 человек 4 человека

Наличие компьютеров у учащихся

  1     2     3     4  
20 13 12 24

Формы работы с учениками зависит от уровня компьютерной грамотности учителя.

высокий средний низкий
3 3 1

В гимназии можно выделить следующие уровни:

  1. сотрудничество, в котором учитель по ИКТ-уровню выше своего ученика;
  2. сотрудничество, в котором учитель и ученик, находясь на одном ИКТ-уровне, в процессе работы оказывают друг другу помощь, восполняют пробелы друг друга;
  3. сотрудничество, в котором ученик превосходит учителя предметника по ИКТ-уровню и выполняет социальный заказ по созданию учебно-методических материалов.
Формы организации мест Формы и методы применения ИК ЗУН Формирование ИКК
-Различные типы уроков.
-Групповые и индивидуальные занятия.
-Занятия кружков, секций, студий и т.п.,
-Внеурочная работа по циклам учебных дисциплин, образовательным областям и отдельным учебным предметам.
-Применение познавательных умений и навыков на разных этапах уроков в процессе использования готовых УММ и созданных в результате совместной проектной деятельности учителя и ученика, учителя и технического консультанта.
-Творческие экзамены и дифференцированные зачеты в профильных ИТ-классах .
-Подготовка к экзаменам в форме компьютерного ЦТ и ЕГЭ
-Умение произвести отбор из Интернета необходимой информации по определенной теме.
-Умение структурировать отобранную информацию.
-Способность преобразовать информацию средствами НИТ для презентации в учебном процессе.
-Проблемные семинары, творческие мастерские.
-Индивидуальные консультации.
-Конференции, фестивали, конкурсы.
-Деятельность учащихся в качестве
художников, постановщиков танцев и спектаклей, сочинителей стихов, прозы и музыки, журналистов, исследователей и
проектировщиков, программистов.
-Конкурсы проектов для учащихся: создание видеоматериалов, презентаций, страниц школьного сайта. Освоение способов применения различной цифровой техники и компьютерных программ для нахождения, обработки, выделения и представления информации разного типа (научного, публицистического или художественного).
Совет старшеклассников.
-Творческие группы.
-Советы дела.
-Клубы по интересам.
-Создание образовательных электронных ресурсов по предметам разных образовательных областей
совместно с учителями.
Способность свободного применения, наряду с другими – всех ИКТ-знаний, умений, навыков в практической деятельности (как один из показателей социальной адаптации) по социальному заказу или личной необходимости.

Анализ анкет и экспересс-опроса. – Приложение.